«Это все-таки не всеобщая перепись населения, а потому в объективности полученных данных всегда будут некоторые допущения», — так генеральный директор платформы Rocketwork Анастасия Ускова прокомментировала исследование Grant Thornton.
Ранее сообщалось, что в соответствии с материалами международной организации Grant Thornton International, объединяющей независимые аудиторские, бухгалтерские и консалтинговые фирмы, российский бизнес оказался на нижних строчках странового рейтинга по уровню оптимизма. Таким образом, наша страна зарекомендовала себя одной из худших среди ведущих экономик как по ожиданиям роста выручки, так и по экспорту и занятости.
Как горько иронизирует Анастасия Ускова, согласно последнему исследованию Grant Thornton, доля оптимистов среди руководителей бизнеса в России все-таки «неукротимо» растет: еще год назад наша страна набирала 17% в рассматриваемых пунктах, полгода назад — 21%, а в нынешнем рейтинге — «аж» 28%".
«Такими темпами мы вообще-то очень скоро догоним лидеров-оптимистов — Японию, ЮАР, Аргентину и остальных „счастливцев“. Год с коронавирусом, получается, заставил наших бизнесменов, наконец, расслабиться и начать получать удовольствие. Неважно, что пятая часть из них потеряли свои бизнесы в 2020-м. В конце концов, можно же начать все заново. Поэтому никакого разочарования из исследования не вытекает, напротив, все больше бизнесмены, похоже, очарованы», — указывает эксперт.
По ее мнению, знакомясь с результатами исследования, необходимо учитывать его методологию и выборку. Однако, в данном случае ей не понятно, какие бизнесы опрашивались, в каком регионе, в каких сферах.
«В самом деле, все зависит от сверхидеи, от конъюнктуры рынка, от ситуации с „черными лебедями“, от операционной эффективности, а не от мер государственной поддержки, которые, конечно, никогда не лишние, однако уповать на которые, по-моему, бесполезно. Сколько бы государство ни выдало, достаточным это никогда не будет. А, поскольку, государство особо и не дает, то лучше просто посмотреть внутрь бизнеса и оптимизировать расходы, насколько это возможно. Вот, например, ежемесячно на сотни тысяч человекоединиц растет армия фрилансеров. Таким образом бизнесы все шире используют самозанятость. Мы это видим, и оцениваем как один из шагов по оптимизации трат», — указывает Анастасия Ускова.