Главный аналитик компании TeleTrade Марк Гойхман, комментируя итоги совещания нефтяников у вице-премьера Александра Новака, отмечает, что запрет экспорта является сугубо административной мерой и самым крайним случаем для воздействия на цены.
Ранее сообщалось, что на совещании не было одобрено и принято решение о запрете экспорта бензина, которое в настоящий момент активно обсуждается в правительстве. «Пока жестких мер по стабилизации цен на бирже не будет», — сообщил один из участников встречи.
Как напоминает Марк Гойхман, ограничения на экспорт бензина предлагались Минэнерго в конце июля, когда внешние цены энергоносителей находились около годовых максимумов, а баррель Brent стоил 76,4 доллара.
«Такая высокая мировая цена подвигала нефтекомпании поставлять сырье и продукты нефтепереработки на экспорт в ущерб направлению их для внутреннего рынка топлива. При относительном недостатке бензина при его высоком спросе повышается внутренняя цена. Но запрет экспорта как сугубо административная мера — является самым крайним случаем для воздействия на цены. Такие действия крайне нежелательны, они подрывали бы рынок, способствовали бы дефициту топлива из-за ограничений рентабельности его производства. Уменьшилась бы и экспортная выручка, валютные поступления в страну, а также доходы бюджета от экспорта», — пояснил эксперт «Свободной прессе».
Вместе с тем, он обращает внимание что ко второй декаде августа, мировая конъюнктура несколько поменялась.
«Цена нефти стойко держится намного ниже — в районе 70 доллара за баррель. Для экономики в целом такое понижение не совсем благоприятно. Но, воистину, — нет худа без добра. Для нефтяников повысились резоны направлять больше топлива не на внешний, а на внутренний рынок. Поэтому есть вероятность сдержать цены на заправках без крайних мер запрета экспорта, а за счет иных действий», — отмечает Марк Гойхман.
Он уверен: ослабить давление на внутренние биржевые цены способно увеличение объемов обязательной продажи топлива на бирже.
«Есть и демпферный механизм налогового регулирования. Кроме того, скоро заканчивается автомобильный летний сезон повышенного спроса на бензин, а далее подойдет к концу и сельскохозяйственный сезон. Указанные факторы конъюнктуры будут определять цены на заправках и в дальнейшем — есть достаточно высокая вероятность того, что цены чрезмерно задираться не будут. Вероятно, рост за год уложится в 12−13% и не превысит 54−55 рублей за один литр», — подчеркивает эксперт.