
Отключение России от SWIFT равнозначно объявлению войны, поскольку будет означать финансовую изоляцию. Это очень сильно затруднит операции с международными банками и ощутимо ударит по импорту и экспорту товаров и сырья. Об этом «Свободной прессе» заявил специалист по банковскому сектору, руководитель представительства инвестиционного Фонда ANIF в России Сергей Григорян.
Как ранее заявил директор департамента экономического сотрудничества МИД России Дмитрий Биричевский, опасность отключения нашей страны от SWIFT пока не просматривается. «Я думаю, что не рыночная мера, а сугубо политическая. Пока никто к ней не готов», — отметил дипломат.
Как поясняет Сергей Григорян, то, что основными ньюсмейкерами по SWIFT выступает именно МИД, не случайно, поскольку затрагиваются вопросы международного взаимодействия. «Кому как не МИД сообщать о подобных новостях», — отмечает он.
Эксперт напоминает, что в мировой практике известно лишь два случая отключения от международной системы межбанковских расчетов. Так, в 2012 году от SWIFT была отключена часть иранских банков, а в 2017-м — финансовые организации Северной Кореи.
«Несмотря на то, что в Иране были отключены не все банки, а только половина из них, тем не менее, это ощутимо ударило по экономике страны — ситуация была подобна эффекту разорвавшейся бомбы», — указывает Сергей Григорян.
Вместе с тем, по его мнению, отключение от SWIFT России является, скорее пустой угрозой, нежели реальной перспективой.
«Этот вопрос уже поднимался в 2014 году. Тогда Евросоюз рассматривал вариант отключения России из-за ситуации с Крымом. Тем не менее никуда дальше разговоров эта ситуация не пошла», — указывает он.
Однако, как бы то ни было, прямая угроза послужила тогда толчком к созданию собственной внутрироссийской системы межбанковских переводов — СПСФ.
«СПСФ функционирует на базе информационно-телекоммуникационной системы Банка России и представляет собой альтернативный канал межбанковского взаимодействия для того, чтобы обеспечить бесперебойную работу финансовых организаций внутри страны. Она может обеспечить как передачу и контроль сообщений в формате SWIFT, так и передачу сообщений в собственных форматах. Российская система пока уступает международной по функциональности, поскольку запрещает зарубежные транзакции, не позволяет отправлять массовые реестры в составе одного сообщения, а также имеет достаточно жесткие требования к безопасности. Но, тем не менее, количество пользователей СПФС постоянно увеличивается. На сегодняшний день число российских участников СПФС превышает количество российских пользователей SWIFT», — отмечает эксперт.
При этом, создание собственной системы, хоть и снизит риски, но убрать их полностью не сможет, поскольку СПФС работает только внутри страны.
«В случае крайних мер, для коммуникации с иностранными партнерами России придется либо искать посредников, которые смогут обрабатывать транзакции в обход запретов, либо договариваться с иностранными партнерами об альтернативных вариантах взаиморасчетов. В любом случае значительно подорожает стоимость банковских операций и резко снизится их объем. А это для нашего государства означает экономический спад», — резюмирует Сергей Григорян.