Шеф-аналитик компании TeleTrade Петр Пушкарев считает инициативы Минэкономразвития по введению продовольственной помощи неимущим россиянам «запоздалыми». «Далеко не факт, что они будут вообще согласованы Минфином. А кроме включения их на ходу во второе или третье чтения бюджета, другого шанса профинансировать продовольственную помощь у правительства, при всем желании, не будет», — комментирует он предложения ведомства.
Ранее стало известно, что Минэкономразвития в качестве одной из мер по борьбе с инфляцией предложило правительству ввести продовольственную помощь малоимущим. Перечень подготовленных ведомством мер включает в себя также налаживание связей между торговыми сетями и фермерами, господдержку аграриев, формирование отдельного федерального проекта, развитие ярмарок выходного дня.
Вместе с тем, как указывает собеседник «Свободной прессы», бюджет расписан, а власти держатся в нем за будущий профицит.
«А без принятия отдельного соответствующего закона Думой позаимствовать средства из Фонда национального благосостояния (ФНБ) не получится, пусть даже фонд и раздулся на экспортных поступлениях уже до 14 триллионов рублей. Но „это не трогай, это на Новый год“ — как говорят в народе. Вот только на какой именно год — не ясно», отмечает Петр Пушкарев.
По мнению аналитика, перспективы выйти с соответствующей инициативой забрезжили исключительно по причине сложившегося в кабмине понимания, что сдержать рост цен на продукты уже просто не получится — нереально.
«До сих пор не выработано даже соответствующего инструментария кроме „мониторинга“, и тот который пока делается поверхностно. Да и происходит все постфактум, по следам драки, когда уже поздновато махать кулаками на производителей, замораживая на очередном их пике взлетевшие цены», — уверен он.
По мнению эксперта, главной причиной роста цен является не мифическая «избыточная денежная масса», которой на самом деле не хватает на руках, что у бизнеса, что у граждан: «Причина — в высокой себестоимости, импорте инфляции в страну извне, и в диких долгах у производителей за аренду, лизинг, по банковским кредитам. И долги эти станут только выше, по мере роста кредитных ставок. Если только правительство со временем не предоставит с избытком специальных программ льготного кредитования».
По этим же причинам, полагает Петр Пушкарев, не стоит опасаться, будто выплаты денежной помощи порядка трех-пяти тысяч рублей, или даже по десять тысяч на малообеспеченную семью — столько, явно, не дадут, это чисто уже теория — могут раздуть инфляцию еще выше.
«Ничего подобного не случится, поскольку инфляцию в России сейчас определяет не уровень спроса, который подавлен, а себестоимость производства, с одной стороны, и возможности загнать жизненно важные продукты задорого на экспорт, с другой. А с этими проблемами и надо работать, чтобы обрубить избыточные возможности дорого вывозить продукты, если поставщик не продал достаточно такого же товара своим гражданам в России по более низкой цене», — оценивает эксперт.
Он полагает, что на выработку методов регулирования внутренних цен, в лучшем случае, может уйти не меньше пары лет: «А людям надо жить при высоких ценах уже сейчас. И быстрые компенсации для них нужны как воздух. Неважно, как назвать эту систему — продовольственными карточками, сертификатами или талонами. Главное, чтобы это были живые деньги, которые давали бы право людям отоварить в любых продуктовых магазинах. Если правительство не умеет сбивать цены, то оно должно научиться раздавать деньги. Для начала, хотя бы тем, чьи доходы ниже одного МРОТ, а лучше полутора МРОТ в расчете на члена семьи. Пусть это будет определяться даже по методикам Росстата. Если первый шаг случится, то возможно распространение продовольственной помощи и на более широкий круг семей, поскольку в ней уже фактически нуждаются и те семьи, где оба взрослых получают зарплату по 40−50 тысяч рублей — настолько высоко взлетели цены».