Еще в сентябре текущего года глава Минэкономразвития Максим Решетников говорил, что основной вклад в ускорение темпов роста потребительских цен вносит продовольственная инфляция, обусловленная, прежде всего, удорожанием плодоовощной продукции, напомнил директор компании «Единый Брокер» Артем Арзамасцев, комментируя прогноз Банка России.
Ранее, выступаю на Международном форуме Московской биржи, директор департамента денежно-кредитной политики Центробанка Кирилл Тремасов предупредил, что регулятор видит риск повторения ситуации с резким ускорением продовольственной инфляции в будущем году. «Мы имеем не очень хороший урожай в этом году. И есть риски того, что эта ситуация повторится и в следующем году. Если говорить, что представляет наибольшую угрозу, — есть риски того, что мы будем жить в условиях высоких цен на сырье. Есть риски дальнейшего роста цен на энергетические товары», — заявил представитель ЦБ.
В свою очередь Артем Арзамасцев указывает, что ускорение в октябре годовой инфляции до 8,13% в значительной мере было связано с усилением продовольственной инфляции.
«Согласно данным Росстата, при общей годовой инфляции в октябре на уровне 8,13%, по сравнению с октябрем прошлого года продовольственные товары подорожали на 10,89%. Это без учета цен на фрукты и овощи. А отдельно плодоовощная продукция — на 25,6%, тогда, как непродовольственные товары — на 8,17%, а услуги — на 4,36%», — пояснил собеседник «Свободной прессы».
Он соглашается, что рост цен на продовольствие имеет вполне понятные причины: «Сложно остановить рост цен сельскохозяйственных товаров в условиях, когда растут цены на семена, удобрения и горюче-смазочные материалы (ГСМ). Рекордный рост цен на энергоносители привел к тому, что ряд производителей удобрений в Евросоюзе были вынуждены сократить, а некоторые вообще остановить производство. Россия в этом отношении имеет более выгодные позиции, поскольку внутренние цены на сырье, и в первую очередь на природный газ, существенно ниже мировых. Экспортные ограничения для производителей удобрений и аграрных товаров также защищают внутренний рынок от излишнего роста цен и дефицита».
Решить проблему роста цен на продовольствие в такой ситуации путем очередного повышения ключевой ставки Центробанка, невозможно, убежден эксперт.
«Объективный рост издержек у производителей, в любом случае, приведет к повышению цен. Причем, вне зависимости от уровня спроса. И повышение ключевой ставки лишь увеличит издержки, а, значит, не поможет остановить рост цен на продовольствие. Повышение ставки только ускорит рост этой инфляционной составляющей, поскольку увеличение долговой нагрузки на производителей выльется в дополнительные издержки», — подчеркивает Артем Арзамасцев.
По его мнению, в данной ситуации было бы гораздо логичнее действовать, не прибегая к задиранию ключевой ставки: «Прямые субсидии производителям сельхозтоваров и льготное кредитование были бы куда полезнее. Бороться надо с причиной, а не следствием. А рост инфляции — это именно следствие роста цен на продовольствие, вызванное ростом издержек. Тем более, что повышенные доходы бюджета, связанные с ростом цен на энергоносители, позволяют направить часть средств на поддержку отрасли. Прямая государственная поддержка и регулирование цен оказали бы больше пользы, нежели классические монетарные методы борьбы с инфляцией, однако это уже вопрос, выходящий за рамки полномочий Центробанка».