Инициатива Центробанка по введению обязательной суммы возврата при мошеннических кражах со счетов граждан является очень хорошим предложением. Такую точку зрения высказала генеральный директор юридической компании «Довгилова и партнеры» Ольга Довгилова. «На мой взгляд, предложение регулятора заставит кредитные учреждения более тщательно заботиться о кибербезопасности», — полагает она.
Ранее Банк России опубликовал статистику, что только за третий квартал текущего года со счетов клиентов финансовых организаций мошенники похитили 3,2 миллиарда рублей, что на 18% превышает аналогичный объем за июль-сентябрь прошлого года. При этом, как указывает регулятор, вернуть украденное сложно. Так, в 2019-м из шести миллиардов банки компенсировали только 400 миллионов, а в прошлом году из девяти миллиардов похищенных, лишь 700 миллионов. Именно поэтому в Центробанке предложили новый механизм защиты — установить обязательную сумму возмещения, а также возможность блокировки сомнительных операций в течение суток.
«Любое движение в сторону повышения безопасности клиентов — это хорошо. Возможно, благодаря этому повысится заинтересованность российских банков в разработке новых продуктов в рамках кибербезопасности. То есть, на мой взгляд, банки обязаны предотвращать преступные действия и, тем самым, защищать деньги своих клиентов», — отмечает Ольга Довгилова.
Однако при этом, юрист обращает внимание на ряд проблем, которые могут возникнуть.
«На мой взгляд, инициатива пока сырая. Меня смущает момент, что гражданин должен уведомить банк о мошенничестве не позднее следующего дня после получения уведомления от банка о проведенной операции. Я считаю, что рамки излишне узкие — если человек не уложится в эти сутки, то, извините, компенсации не видать. Кроме того, в числе последствий я вижу злоупотребление самих граждан, которые сами, добровольно, передают пин-код своей карты, паспортные денные и другие реквизиты мошенникам. Этот момент надо обязательно предусмотреть», — указывает собеседник «Свободной прессы».
При этом, у нее есть рекомендации, как отрегулировать процесс: «Кто будет проверять — было ли мошенническое действие по факту? Это банк будет решать, или все-таки правоохранительные органы? Вообще, это компетенция правоохранительных органов. Я считаю, что для обращения граждан к финансовому омбудсмену, или в Центробанк за компенсацией, у него должно быть основание в виде постановления о возбуждении уголовного дела. То есть, изначально гражданину необходимо обратиться в УВД, или МВД с заявлением о том, что у него были похищены деньги. Если же постановления о возбуждении уголовного дела не будет, я считаю, что Центробанк такому человеку вправе отказать в компенсации».
Ольга Довгилова признает, что при таком варианте на полицию может обрушиться неимоверный поток заявлений. А с учетом загруженности правоохранительных органов, тем более в регионах, это может стать очень тяжелым грузом.
«Допускаю, что это может вызвать даже некий коллапс, но не думаю что упрощенный порядок возможен без заявления в органы госвласти — в ГУВД или МВД. Это должна быть комплексная работа — и Банка России, и Министерства внутренних дел. Но иначе никак нельзя — только так можно решить проблемы большой части наших сограждан», — подчеркивает юрист.