«Если ясности в экономике нет, то предприятия инвестировать не будут…»
Никита Масленников
Главный аналитик компании TeleTrade Марк Гойхман убежден: искусственное построение межвалютной системы всегда хуже, нежели естественные, сформированные хозяйственно-финансовые отношения. В качестве аналогии он привел рукотворный язык «эсперанто».
«Язык „эсперанто“ создавался когда-то для общения людей разных стран. Однако, специально построенный, он так и не прижился. Признанным языком международного общения остается обычный и привычный английский», — указывает он, комментируя инициативу экономистов РАН и ЦМАКП.
Ранее стало известно, что эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) и Института народнохозяйственного прогнозирования РАН предложили России в торговле с дружественными странами перейти на новую платежную единицу. «Западные санкции, отрезавшие Россию от мировых рынков капитала и затруднившие конвертацию рубля для внешнеторгового оборота, а также ответное намерение России получать оплату за экспорт газа в Европу в рублях, поставили вопрос о создании новой платежной единицы для расчетов», — указывают авторы предложения.
Как признает собеседник «Свободной прессы», в то время, межстрановые валютно-торговые отношения «рвутся в клочья», идея о независимой межгосударственной расчетной единице может способствовать защите рынков и финансов создающих ее стран.
«Они во многом зависимы от ведущих валют, становящихся вдруг токсичными, „недружественными“, несущими риски давления, санкций, ограничений в расчетах. Однако, уж больно тернист путь к таким „своим деньгам“, к финансовому эсперанто!», — полагает он, отмечая, что слишком много препятствий, сложных и противоречивых вопросов, необходимы для урегулирования.
Как подчеркивает Марк Гойхман, к единой внешней валюте должны прийти страны разные по экономическому потенциалу и хозяйственной структуре — нестабильные, с высокой волатильностью внутренних валют: «Такая валюта изначально несет в себе риски шаткости, несбалансированности. Предлагаемое обеспечение ее золотом и драгоценными металлами вряд ли возможно. Такого давно нет нигде в мире. Тем более это неприемлемо на межстрановом уровне. Где взять столько драгоценностей для обеспечения достаточно объемного потенциального оборота таких денег? Как быть с совершенно разными возможностями стран не только по вложениям в это обеспечение, но и по наполнению внешнеторгового оборота такой валюты?».
Нестабильность курса финансового «эсперанто», способна существенно ограничивать использование платежного средства, а, значит, подрывать доверие к ней, убежден экономист.
«В любом случае, подход к практической реализации данного замысла является делом многолетней перспективы. Пока же он не в силах помочь решению крайне насущных острых вопросов международной торговли и финансов», — резюмирует Марк Гойхман.