Комментируя согласование Евросоюзом шестого пакета санкций, включающий эмбарго на поставку российской нефти, заместитель директора Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев отмечает, что ничего позитивного в этом нет.
«Сейчас мы прокачиваем в сутки в Европу 2,7 миллиона баррелей нефти, из них — до 100 тысяч по трубопроводу „Дружба“. Послабление, которое предусмотрено, — то есть, сохранение поставок по нефтепроводам, — а это всего 30% от объема нашего экспорта. Но все равно 70% теряются», — указывает он.
Ранее глава Евросовета Шарль Мишель написал в своем Twitter, что руководители государств и правительств ЕС в ходе внепланового саммита Евросоюза по Украине согласовали введение эмбарго на импорт двух третьих российской нефти. «Соглашение о запрете экспорта российской нефти в ЕС <…> покрывает более двух третьих импорта нефти из России, сокращая огромный источник финансирования ее военной машины. Максимальное давление на Россию с целью прекращения войны», — говорится в публикации.
Вместе с тем, как отмечает Алексей Белогорьев, высвободившиеся в Европе танкерные объемы нефти Россия может перенаправить на другие рынки: «Нефть у нас продается с огромным дисконтом, доходящим до 35−40 долларов за баррель. Urals — это наши самые лучшие Дальневосточные сорта, которые хорошо шли в Евросоюз. Без дисконта покупателей много, особенно в небогатых и развивающихся странах, включая Индию, потому что текущие цены на топливо для многих стран крайне обременительны. Так что российская нефть покупателя себе найдет, другое дело, что мы сильно потеряем в стоимости».
В тоже время, согласно прогнозу эксперта, и для самого Евросоюза переходный этап будет достаточно сложным: «Рынок нефти ликвидный — на нем достаточно легко продать и купить нефть. Большие объемы продаются на основе спотовых сделок, поэтому Европа сможет купить недостающие объемы. Но весь вопрос в цене — если наша страна продает с дисконтом, то теперь Европе придется, скорее всего, доплачивать, потому что на дополнительный спрос никто не рассчитывал».
Как отмечает собеседник «Свободной прессы», традиционно основным локомотивом роста цены на «черное золото» был азиатский рынок, а сейчас Европа будет пытаться «перетянуть одеяло»: «Не надо забывать о том, что на мировом рынке — хронический дефицит средних и тяжелых сортов нефти, в отличие от легкой американской. Поэтому рынок более дефицитный, а это означает, что Европе придется доплачивать. Сколько доплачивать — вопрос открытый, но это означает, что в ближайший год цены на нефть останутся на текущем уровне, или даже еще вырастут».
Как указывает замдиректора Института энергетики и финансов, в настоящее время предложения на рынке нефти весьма ограничены.
«Добыча в США растет гораздо медленнее, чем ожидалось. „ОПЕК плюс“ тоже увеличивает добычу намного медленнее, чем это могло бы быть — в частности, это происходит из-за проблем с добычей в Анголе и Нигерии. Саудовская Аравия, по всей видимости, выгодны высокие цены, а потому она не хочет увеличивать добычу. Поэтому цены будут высокими, и это будет плата Европы и всего мира за отказ от российских углеводородов», — подчеркивает Алексей Белогорьев.