Как напоминает главный аналитик компании TeleTrade Марк Гойхман, Украина занимает пятое место в мире по экспорту зерна, поставляет до десяти процентов его объема.
«Таким образом, „застрявшие“ в украинских портах 22,5 миллиона тонн, — это весьма значительная часть в глобальных масштабах. Заместить его в короткие сроки затруднительно. Понятно, что недопоставка вряд ли вызовет мировой голод, однако значительный рост цен на продовольствие и его нехватку в ряде стран данный факт спровоцирует», — указывает он.
Ранее президент США Джо Байден, выступая в Филадельфии, напомнил, что на Украине хранится около 20 миллионов тонн зерна. Он сообщил, что Соединенные Штаты и Евросоюз планируют построить на границах «незалежной», в том числе с Польшей, временные хранилища для транспортировки пшеницы. «Хранилища позволят отправлять пшеницу в Европу и по всему миру», — сказал он, уточнив, что реализация задумки потребует времени.
Собеседник «Свободной прессы» отмечает, что Соединенные Штаты вместе с Европейским союзом в данном случае пытаются выступить в качестве организаторов решения проблемы: «Участие в разрешении кризиса даст дополнительные политические очки и повысит реноме на глобальной арене. Сами США импортерами украинского зерна не являются, они — один из крупнейших в мире его экспортеров, но страна заинтересована в стабильности рынка, отсутствии ценовых шоков. Ведь кризис повышает общие мировые цены на сырье и продукты, что, естественно, усиливает инфляцию и в самих США, а она и без того на многолетних максимумах, что может негативно сказаться для администрации Джо Байдена на результатов осенних выборов».
В то же время для государств Европы поставки зерна с Украины более насущны, поскольку некоторые страны Евросоюза сами являются его потребителями, подчеркивает экономист.
«Но более всего от нехватки зерна страдают государства Азии и Африки. А у ЕС есть опасения, что в случае сложностей с продовольствием в этих неспокойных регионах, может быть всплеск политической нестабильности, который, в свою очередь, вызовет большой приток беженцев в Европу, в дополнение к потоку мигрантов из самой Украины», — подчеркивает Марк Гойхман.