Дефолт «Нафтогаза» -очень неприятный «звоночек» не только для компании, но и для всей экономики Украины. На это указывает главный аналитик компании TeleTrade Марк Гойхман, отметив что сам дефолт выглядит довольно странным: «Дело в том, что средства на текущее погашение у „Нафтогаза“ были, однако госкомпания не получила необходимое в таких случаях разрешение на платеж от правительства страны».
«Предполагалось, что указанные средства необходимы для накопления большего объема запасов газа в преддверии трудного осенне-зимнего сезона. Но получилось, что превалирование краткосрочных соображений поставило под удар не только выполнение их целей, но и стратегические долгосрочные позиции на уровне макроэкономики», — обращает внимание эксперт.
Ранее стало известно, что украинская государственная энергетическая компания «Нафтогаз» объявила о дефолте. «Правительство пошло на дефолт по еврооблигациям „Нафтогаза“. 26 июля истек срок выплат НАК „Нафтогаз“ держателям еврооблигаций», — говорится в сообщении в телеграм-канале госкомпании. В публикации отмечается, что сообщиы о нехватке средств на выплаты держателям бондов, госкомпания заявила о необходимости отсрочить погашение на два года, однако кредиторы ее просьбу отклонили.
По оценке собеседника «Свободной прессы», последствия от объявления дефолта могут быть весьма серьезными: «„Нафтогазу“ надо к зиме закачать еще три-пять миллиардов кубометров газа на сумму примерно в пять миллиардов долларов. Эти средства и сам газ предполагалось привлечь от внешних партнеров. Непогашение текущих платежей по евробондам составило 335 миллионов долларов. Как понимаете, заморозка платежа не только не обеспечивает необходимые оплаты топлива, но и может лишить возможности привлечения указанных средств для пополнения хранилищ, ведь дефолтная компания не сможет привлекать средства из-за рубежа».
Более того, от «Нафтогаза» могут потребовать досрочного погашения других обязательств, подмечает экономист: «Сумма долга по еврооблигациям составляет около полутора миллиардов долларов В случае предъявления их по кросс-дефолту, „Нафтогаз“ окажется в крайне затруднительном положении уже сейчас. При этом стоит отметить, что дефолт станет довлеть над „Нафтогазом“ в перспективе многих лет. Даже если в последующем удастся привлечь некие средства, они будут обходиться примерно вдвое дороже — не под десять процентов, а под 20% годовых. Кстати, это оценка Верховной рады».
Впрочем, как уточняет аналитик TeleTrade, существуют и более широкие последствия.
«Учитывая размер, важность компании для экономики и бюджета, ее принадлежность государству, труднее будет привлекать остро необходимые сейчас средства не только ей, но и другим предприятиям и самому бюджету „незалежной“. А это увеличивает риски дефолта по суверенным обязательствам уже всего государства. Также дефолт „Нафтогаза“ ставит под удар финансирование и нормальную работу целых отраслей, подрывает налоговые поступления в казну. Таким образом, „цепная реакция“ от демарша „Нафтогаза“ может быть глобальной», — резюмирует Марк Гойхман.