«Для властей показатель «общей безработицы» — terra incognita...»
Валентин Катасонов
Как указывает главный аналитик компании TeleTrade Марк Гойхман, Федеральная резервная система США, вновь повысившая процентные ставки, сделала это, прежде всего, для противодействия инфляции, уже достигшей уровня в 9,1% - максимума за четыре десятилетия.
«Увеличение процентов по кредитам снижает доступность денег в экономике, ограничивает денежную массу, необеспеченный спрос на товары. Это, соответственно, препятствует росту цен», — указывает он.
Ранее на сайте ФРС США была опубликована информация, что система второй раз подряд повысила базовую процентную ставку на 0,75%, до 2,25−2,5% годовых. «Комитет [ФРС по открытым рынкам] стремится достичь максимальной занятости и инфляции на уровне 2% в долгосрочной перспективе. В поддержку этих целей Комитет решил поднять целевой диапазон ставки по федеральным фондам с 2,25% до 2,5% и ожидает, что дальнейшее увеличение целевого диапазона будет уместным», — говорится в пресс-релизе.
Собеседник «Свободной прессы» обращает внимание, что таким шагом американский регулятор возвращает свою политику к нормализации после беспрецедентного снижения ставок в 2020 году для противодействия пандемическому кризису: «Тогда нужно было экстренно спасать экономику, и процент резко снижался, практически до нуля, для стимулирования производства. Теперь же, после окончания пандемии, в таких низких ставках нет необходимости. Более того, именно снижение ставки наряду с прямыми вливаниями огромных денег в экономику, во многом и способствовали мощному взлету цен».
Впрочем, как указывает экономист, в любом экономическом явлении, как правило, есть и «плюсы», и «минусы»: «Повышение ставки, делая менее доступными кредиты и прибыльнее депозиты, негативно отражается на экономическом росте. Поскольку для компаний привлечение средств обходится дороже, снижается рентабельность, прибыльность производства. При этом платежеспособный спрос потребителей также сжимается из-за того, что больше приходится платить за привлечение средств для покупок. Часть средств из вложений в производство, в акции, в инвестпроекты, инвесторы „перекладывают“ в становящиеся более доходными пассивные инструменты — депозиты и гособлигации».
Именно поэтому, как полагает эксперт, рост ставок тормозит повышение ВВП вплоть до опасности вывести его в минус, в рецессию. «ФРС часто стоит перед сложным выбором — нужно обуздать взлет цен, но не навредить экономике», — отмечает он.
«Процентная ставка Федрезерва — очень сильный фактор воздействия и на мировое хозяйство. И не только из-за того, что США занимает в ней ведущее место, а ФРС является, по сути, основным Центробанком мира. Дело в том, что доллар является наиболее распространенной валютой в международных кредитах, резервах и финансовых инструментах в целом. Поэтому увеличение ставки кредитования оказывает в основном двоякое действие на глобальную экономику, как и на США. Действительно, общая инфляция может замедлиться, но, вместе с тем, ограничится и возможность всемирного укрепления экономики», — подчеркивает аналитик компании TeleTrade.
Кроме того, он обращает внимание, что сложности возникают и у многих стран, которые привлекают долларовые кредиты: «Расплачиваться по ним становится труднее, что ведет к опасностям долговых кризисов, дефолтов. Это, прежде всего, касается развивающихся государств».
Что же касается России, то мо мнению экономиста, динамика ставки ФРС для нашей страны имеет ограниченное значение, особенно в последние месяцы, когда на отечественном финансовом рынке практически нет инвесторов из развитых стран, физические объемы импорта и экспорта резко сократились, как и привлечение средств из-за рубежа и наши вложения в иностранные активы.
«Но тем не менее, повышение ставки ФРС при прочих равных условиях может негативно воздействовать на цены сырья из-за сокращения спроса на него при опасении рецессии. Поэтому и выручка от экспорта таких ресурсов для России может снижаться. Да и в целом вероятное замедление мировой экономики - минус и для нашей страны. Ведь в этом случае сокращается физический спрос на энергоносители, металлы, древесину, что также бьет по экспорту, поступлениям доходов и наполнению бюджета», — резюмирует Марк Гойхман.