Как полагает доцент кафедры политической экономии экономического факультета МГУ Максим Чирков, приостановку рядом банков Турции, Казахстана, Армении и других государств приема карт «Мир» назвать недружественными действиями нельзя.
«Банки — это коммерческие структуры. Они заинтересованы минимизировать риски для своего бизнеса. А отказ от приема карт „Мир“ в этих странах минимизирует риски и для России», — отмечает он.
Ранее сообщалось, что следом за турецкими банками, карты «Мир» перестали принимать также финансовые организации Казахстана, Армении и Вьетнама. Как уточнялось, данная мера носит временный характер, «чтобы не оказаться отрезанными от мировой финансовой системы».
Как поясняет собеседник «Свободной прессы», в условиях санкций и новых логистических маршрутов, этим государствам важно сохранить выходы на внешний рынок: «Взять, к примеру, Казахстан. Ему очень важно иметь выход на внешние рынки, на мировую финансовую систему, чтобы быть проводником товаров для России. И вовсе не потому, что Казахстан настроен пророссийски -просто это ему выгодно».
Эксперт подчеркивает, что у Астаны сложились хорошие отношения с Москвой: «Я думаю, что ситуация с платежной системой „Мир“ будет развивать следующим образом: некоторые банки, у которых в приоритете иностранные операции, операции со странами Запада в долларах и евро, будут отказываться от приема карт российской системы. Но, в то же время, станут появляться все новые и новые финансовые организации, которые будут заинтересованы зарабатывать на сотрудничестве с Россией и, соответственно, они будут использовать „Мир“».
В принципе, это видно по поставкам других товаров — той же нефти и нефтепродуктов, обращает внимание экономист: «Те компании, которые не опасаются санкций, они с огромной для себя выгодой и с большим желанием закупают российскую нефть, чтобы затем перепродать ее по гораздо более высоким ценам. Уверен, что то же самое будет и в банковской сфере. Будут постепенно выделяться банки, которые будут в большей степени ориентированы на рынки Казахстана, России, Белоруссии. Они будут принимать карты „Мир“, вести через них операции. А другие кредитные учреждения в тех же странах будут обеспечивать связь внутренней экономики с внешним миром, чтобы процесс новой логистики российского импорта работал бесперебойно».
Таким образом, как отмечает Максим Чирков, никаких недружественных действий, а, тем более, «ударов в спину» со стороны банков Турции, Казахстана, Армении и других стран, отказавшихся от сотрудничества с картами «Мир», он не видит.
«Я вижу только заинтересованность в том, чтобы логистика через эти страны работала бесперебойно, и экономики этих дружественных государств на этом зарабатывала», — подчеркивает он.