Рост потребительских займов, выдаваемых в торговых точках, или, как их еще называют, POS-кредитов, является положительным фактором. На это обращает внимание квалифицированный частный инвестор, независимый финансовый советник при Министерстве финансов России Марсель Миннахмедов.
«Плюс заключается в том, что растут общие показатели займов и оборотов денежной массы. Но это только если оценивать в краткосрочном периоде. Что же касается долгосрочной перспективы — повышаются риски неисполнения по взятым обязательствам, на что влияет общая экономическая ситуация в стране, которая зависит от внешних и внутренних факторов экономики», — поясняет он, комментируя материалы Объединенного кредитного бюро (ОКБ).
Ранее ОКБ распространило сообщение о том, что количество новых POS-кредитов в августе в сравнении с июлем выросло на 12%, а объемы кредитования — на 14%. Согласно данным бюро, в прошлом месяце было выдано 413,19 тыс. кредитов на 21,06 миллиарда рублей, а средний чек по POS-кредиту достиг 51 тысячи рублей.
Как указывает собеседник «Свободной прессы», рост POS-кредитов является прямым отражением уровня доходов россиян: «В текущей ситуации в стране, и с учетом понижения ключевой ставки Центробанка, когда с 20 процентов в начале года к концу июля снизилась до 8%, многие россияне решили этим воспользоваться — получить заем с относительно низкой ставкой. Это в значительной степени и повлияло на увеличения объема POS-кредитования. Кроме того, многие граждане наблюдали как с российского рынка уходят брендовые зарубежные компании, и, опасаясь дефицита качественной техники, гаджетов, и других вещей быта в будущем, стали приобретать эту продукцию пока она есть в наличии, тем более путем кредитования».
Эксперт обращает внимание, что какая-то часть россиян не была готова отдавать накопленные ими средства на приобретения техники, поскольку не знали каковы будут реалии экономики страны в будущем: «Оформляя POS-кредит, граждане пытались минимизировать свои фактические расходы и, тем самым, сохранить уже сформировавшуюся финансовую подушку безопасности. В то же время другая часть людей такой подушки не имела, а потому также была вынуждена прибегать к инструменту кредитования полагая, что завтра будет дороже, чем сегодня».
Впрочем, по оценке независимого финансового советника при Минфине, дальнейший рост POS-кредитов маловероятен.
«В близком будущем ожидается дефицит качественных товаров, к которым привык российский потребитель. Стоит назвать ушедшие компании — шведская Electrolux, американская Whirlpool, концерн Siemens, компания Intel и многие другие. А потому, думаю, что пик спроса пройдет. Ведь в ближайшее время альтернативы не ожидается, и. следовательно, даже возможна незначительная просадка показателей POS-кредитов», — резюмирует Марсель Миннахмедов.