Комментируя данные Всемирного банка, улучшившего прогноз по ВВП России, квалифицированный частный инвестор, независимый финансовый советник при Министерстве финансов России Марсель Миннахмедов обращает внимание, что к рейтингам международных институтов нужно относиться с осторожностью.
«Напомню, что кризис 2007—2008 годов во многом был обусловлен тем, что рейтинговые агентства откровенно искажали данные о надежности банков. Сама возможность составлять и продвигать в публичном пространстве рейтинги рассматривается специалистами в области политических наук как „чат-пауэр“ -одна из разновидностей „умной силы“», — указывает он.
Ранее Всемирный банк (ВБ) улучшил оценку падения российской экономики в текущем году с 8,9%, прогнозировашейся им в июне до 4,5%. «Менее глубокое, чем ожидалось ранее, падение экономики России в текущем году связано с серьезными фискальными мерами и ростом цен на энергоносители, которые помогли увеличить бюджетные доходы», — говорится в документе. При этом ВБ отмечает, что прогноз разработан исходя из предположения, что конфликт на Украине продолжится и российская экономика по-прежнему будет находиться под давлением санкций, в том числе, вступающих в силу в конце этого года — частичный запрет Евросоюза на поставки российской нефти и, в меньшей степени, ограничение цен на нефть.
В свою очередь собеседник «Свободной прессы» отмечает, что первоначальный прогноз Всемирного банка относительно падения ВВП России, скорее всего, отображал гиперкритические настроения зарубежных экспертов, которые играли роль самоисполняющегося пророчества, но, в то же время, использовался как инструмент подрыва доверия к экономике Российской Федерации.
«Сейчас, когда паника на рынках уже улеглась, и стала ясной реальная степень устойчивости российской экономики, отстаивать прежнюю точку зрения нет смысла. Кроме того, нужно учитывать и другой фактор — прогнозы гарантировано выстраивались с учетом влияния политического и военного факторов, что априори придавало им краткосрочный, конъюнктурный характер. Условно говоря, аналитики Всемирного банка не могли точно спрогнозировать объявление в России частичной мобилизации, или присоединение к России республик Донбасса и еще двух бывших украинских областей. Образно выражаясь, в этом уравнении слишком много переменных, которые не зависят от объективных факторов. Именно поэтому, например, российский Центробанк в апреле оценивал перспективы падения ВВП России в районе восьми — десяти процентов, а в июле — уже в рамках четырех — шести».
По оценке независимого финансового советника при российском Минфине, в целом прогнозу ВБ можно доверять, поскольку его оценка совпадает с расчетами Банка России и Минэкономразвития. При этом он убежден, что утверждать, что Россия кризис преодолела, было бы преждевременно.
«Пить шампанское по поводу выхода страны из кризиса, на мой взгляд, рановато — кризисные тенденции в российской экономике сохраняются. По оценке Эльвиры Набиуллиной, инфляция по итогам текущего года может составить 11−13%, а в следующем, 2023-м — пять — семь процентов. Кроме того, необходимо учитывать наличие рисков, связанных с влиянием на экономику угроз для инфраструктуры экспорта газа за рубеж и негативным влиянием частичной мобилизации. Впрочем, я допускаю, что инфляция может быть и выше, в связи с дополнительным санкционным пакетом, истинное значение которого для экономики мы сможем оценить в будущем», — резюмирует Марсель Миннахмедов.