Как обращает внимание управляющий партнер, председатель коллегии адвокатов Москвы «Адвокатъ» Андрей Мисаров, со времени отмены моратория на банкротства прошло слишком мало времени, а потому реальную картину можно будет увидеть и оценить лишь к концу этого месяца. Так он прокомментировал статистику банкротств в России, представленную Федресурсом.
Ранее Федресурс сообщил, что за девять месяцев текущего года, в сравнении с показателем за аналогичный период 2021-го, темпы роста потребительского банкротства снизились почти в два раза: если в этом году количество граждан, признанных судом несостоятельными, выросло на 41,2%, то годом ранее прирост к 2020-му превышал 78%. По данным электронного портала, за девять месяцев банкротами признаны 192,14 тысячи россиян. Причем, как и прежде, граждане чаще банкротят себя сами - 96,1% случаев, в 2,7% случаев это делают их кредиторы, а в 1,2% — налоговики.
Андрей Мисаров напоминает, что предыдущий мораторий на банкротства, — так называемый «ковидный», — выполнил свою роль и не привел к массовым банкротствам после его завершения. Вместе с тем, оценивать итоги завершившегося, по его мнению, пока рано.
«Основной целью моратория нынешнего года была поддержка компаний и граждан, которые оказались в сложной финансовой ситуации в связи с недружественными действиями иностранных государств в отношении России и компаний, которые привели к нестабильности на рынке. Естественно, нельзя говорить, что к 1 октября ситуация на рынке стабилизировалась, а недружественные действия в отношении нашей страны прекратились. Вместе с тем, по моему мнению, продлевать мораторий в том виде, в каком он изначально был принят, было бы неверным», — указывает собеседник «Свободной прессы».
Он обращает внимание, что в первую очередь подверженными банкротству могут быть производства, в значительной степени зависящие от иностранных компонентов и сырья — автомобильная и авиационная промышленность, легкая промышленность, ритейл, специализирующийся на продаже иностранной продукции, в том числе электроники.
Ждать значительного роста обращений самих должников с заявлениями о банкротстве вряд ли стоит, полагает эксперт.
«Зато количество заявлений кредиторов о намерении ввести процедуры банкротства в отношении своих должников, уже сейчас размещенных ЕФРСБ, значительно выше, чем в тот же период прошлого года. И, думаю, их количество будет еще расти, поскольку срабатывает „отложенный эффект“ временного запрета на такие заявления», — подчеркивает Андрей Мисаров, еще раз уточнив, что первые выводы станет возможным только к концу октября.