
Как отмечает доцент кафедры политической экономии экономического факультета МГУ Максим Чирков, пробки в Босфоре случаются достаточно регулярно.
«А в условиях, когда складывается непонятная ситуация на нефтяных рынках, связанная с неопределенностью поставок, с введением „потолка“ цен на российскую нефть, число желающих транспортировать заказы растет. И в этом плане Босфор, как одна из крупнейших транспортных артерий, испытывает перегрузки», — указывает он, комментируя публикацию Financial Times.
Ранее газета Financial Times, ссылаясь на не названного чиновника, сообщила, что Запад обвиняет Турцию в нарушении поставок сырой нефти по Черному морю. По его словам, судам, большая часть из которых перевозят нефть из Казахстана, должен быть разрешен проход. «Похоже, что все, кроме одного из примерно 20 груженных сырой нефтью танкеров, ожидающих пересечения проливов, перевозят казахскую нефть. На эти грузы, ни при каком сценарии, не распространяется ценовой „потолок“, и не должно быть никаких изменений в статусе их страхования», — заявил источник издания.
В свою очередь собеседник «Свободной прессы» напоминает, что Босфор предполагает пропуск в течение года нескольких десятков тысяч судов. В то же время, танкерный флот представляет весьма громоздкие корабли, которые, могут создавать пробки, и перекрытия, свидетелями чего мы были не раз: «Вся эта сложная ситуация возникла исключительно по экономическим причинам, от желания нефтетрейдеров — как частных компаний, так и государственных, закупить как можно больше нефти. Это и привело к скоплению танкеров на Босфоре. На мой взгляд, данная ситуация продемонстрировала слабость европейской позиции относительно введения потолка цен на российскую нефть».
А потому, по мнению эксперта, никакой вины Турции в образовавшемся на Босфоре «заторе» нет.
«Более того, именно из-за проблемы перегрузок, в Турции приступили к строительству „дублера Босфора“. Понятно, что введен в эксплуатацию он будет не сегодня, и не завтра. Но, думаю, этот факт подтверждает, что никакой заинтересованности Анкары в пробках нет», — подчеркивает Максим Чирков.