Явление шринкфляции — практики уменьшения размера или количества продукта, в то время как цена остается прежней или немного увеличивается, — придумали не вчера и, конечно же, не в России. На это указывает эксперт по маркетингу, бизнес-терапевт Алексей Кузьминых.
«Это давняя маркетинговая уловка, чтобы привлечь покупателя, основанная на эксплуатации двух человеческих желаний. Первое — сэкономить, поэтому перед продавцами стоит задача дать цену как можно дешевле, чтобы человек видел крупным шрифтом на ценнике цену ниже, чем у конкурентов. Для покупателя это является триггером, то есть, он видит две цены и, когда именно цена для него является ключевым фактором при выборе, то он предпочтет купить более дешевый продукт. Второй фактор — банальная человеческая лень. Дело в том, что мозг является, как правило, органом весьма ленивым, не любит анализировать и проводить сложные расчеты. А это значит, что высчитать нормальную стоимость никто не будет», — поясняет он.
Собеседник «Свободной прессы» напоминает, что подобные манипуляции были и в банковской сфере, когда показывали низкую ставку кредита, а затем дополнительными услугами, например обязательным страхованием, «докручивали» ставку до весьма неприличной. «В этой сфере уже ввели регуляцию и сейчас банки обязаны указывать эффективную ставку, включая все надбавки и доп сервисы», — уточняет он, отметив, что в системе торговли со шринкфляцией можно по-прежнему столкнуться довольно часто.
«В условиях падения платежеспособного спроса людям необходимо дать низкую цену на популярный у них продукт, чтобы у них оставалась уверенность, — хотя это иллюзия, — что он покупает знакомый ему продукт по той же цене, не смотря на инфляцию. Если говорить о юридической стороне вопроса, то никакого состава преступлений в этих манипуляциях нет: компания-производитель предлагает товар по определенной цене, на упаковке указан вес, а значит, все легально. Единственное, что возникает — риск репутационного ущерба: если покупатель замечает уловку, то авторитет бренда в его глазах падает», — отмечает бизнес-терапевт.
Он обращает внимание, что подобная практика существовала и продолжает существовать и в зарубежных странах: «Впрочем, в Евросоюзе уже давно приняты нормы, что на ценнике магазин обязан указать две цены — за единицу товара, и за единицу меры, то есть за литр или за килограмм. Какая бы ни была упаковка товара, покупатель может сравнить стоимость за реальную мерную единицу и на этом основании сделать свой выбор».
В нашей же стране, как полагает эксперт по маркетингу, практика шринкфляции была, есть и будет.
«На рынке массмаркета постоянно идет ожесточенная борьба за покупателя. Массмаркет очень чувствителен к цене, и пока есть лазейка сделать некоторый недовес или недолив вполне легально, производители будут им пользоваться. Ведь, как говорится, в конкурентной борьбе любые способы хороши. На мой взгляд, это прекратится только тогда, когда государственный регулятор, как и в Европе, введет правило указания цены за мерную единицу. Вот тогда-то, возможно, что-либо изменится», — резюмирует Алексей Кузьминых.