
Переориентация части экспортных потоков России с Запада на Восток сопровождается неизбежными потерями в объемах и доходах. На это обращает внимание главный аналитик компании TeleTrade Марк Гойхман, комментируя данные Минэкономразвития.
Ранее Минэкономразвития России обнародовало статистику, что за период января-ноября прошлого года доля недружественных стран в экспорте нашей страны в сравнении с аналогичным периодом 2021-го снизилась с 58 до 53 процентов, тогда, как доля дружественных, наоборот, выросла с 42 до 65 процентов. Как уточняет ведомство, в общей сложности российский экспорт увеличился на 23,4 процента в денежном выражении, достигнув 538 миллиарда долларов.
Как обращает внимание Марк Гойхман, уход с десятилетиями сложившихся экспортных рынков со своим спросом, инфраструктурой приема товаров, транспортировки и логистики совсем не просто заместить новыми направлениями: «Например, для переориентации продаж газа с европейских направлений на азиатские нет достаточных мощностей газопроводов, что, естественно, сокращает поставки и добычу, которая в декабре прошлого года уменьшилась в физических объемах на 14,6 процентов в годовом исчислении».
Собеседник «Свободной прессы» признает, что «нефтяные потоки», хотя и перенаправляются легче, но требуют дополнительных затрат на транспортировку на более длинные расстояния, на фрахт танкеров, вложения в логистическую инфраструктуру.
«В значительной степени импорт товаров из России, прежде всего энергоносителей, нарастили Китай, Индия и Турция, в меньшей степени — Венгрия и Болгария, для которых сохранились трубопроводные поставки нефти. Впрочем, нужно отметить, что азиатские потребители принимают российскую нефть Urals только по очень низким ценам, со скидкой примерно в треть к эталонной марке Brent. Поэтому даже при сохранении физических объемов продаж за рубеж, экспортеры и бюджет теряют в денежных доходах», — уточняет он.
Как указывает экономист, помимо углеводородов, наша страна продолжает продавать за рубеж и другие товары.
«Прежде всего — это металлы, сельхозпродукция и удобрения. Однако здесь происходит относительное снижение экспорта в денежном выражении. Так, по данным Федеральной таможенной службы, в январе текущего года таможенные платежи в бюджет от экспорта уменьшились более чем в 3,5 раза по сравнению с тем же периодом прошлого, 2022-го. Таким образом, полностью заместить выпадающие объемы экспорта в одни страны перенаправлением его в другие, не представляется возможным», — подчеркивает Марк Гойхман.