Комментируя решение Госдумы упростить для россиян покупки в зарубежных интернет-магазинах, аналитик компании TeleTrade Алексей Федоров признается, что сейчас апеллировать к цифрам достаточно сложно.
«Введенные в прошлом году антироссийские санкции создали много серых зон в трансграничной онлайн-торговле. Однако, если смотреть на общую статистику, то окажется, что несмотря на спад розничных продаж в России на 6,6 процентов, интернет-торговля в нашей стране в 2022-м увеличилась на 30 процентов», — указывает он.
Ранее сообщалось, что Госдума в третьем чтении приняла закон, позволяющий покупать без прохождения идентификации товары в зарубежных интернет-магазинах на суммы, не превышающие 15 тысяч рублей. Документ инициирован первым зампредом комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Андреем Луговым (ЛДПР). Поправки вносятся в закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
В свою очередь Алексей Федоров напоминает, что в 2021 году около 13 процентов от всего российского онлайн-ритейла приходилось на иностранную торговлю: «В 2022-м ее доля формально сократилась в три раза до 3,6 поцентов, однако, если мы посмотрим на резкий рост объема поставок логистических компаний, которые занимаются посредничеством между иностранными интернет-магазинами и российскими потребителями, — а они выросли в пять-десять раз, — то реальное сокращение трансграничных онлайн-продаж окажется гораздо менее драматичным, а, возможно, его не будет вовсе. Так что востребованность зарубежных интернет-магазинов в России остается достаточно высокой».
По словам собеседника «Свободной прессы», доля онлайн-ритейла в России увеличивается очень динамично: «Мы даже видим попытки китайских автопроизводителей перевести весь процесс продажи автомобиля на онлайн-платформы, без физического присутствия автосалонов, или официальных дилеров в городе или регионе. Пока подобные эксперименты для России представляются слишком поспешными, однако в будущем, буквально через два-четыре года, без сомнений, онлайн-продажа автомобилей станет нормой».
Таким образом, уход иностранных компаний из России, при условии выстраивания качественной инфраструктуры для интернет-покупок, а это оплата и недорогая доставка, — вполне может стать полноценной заменой физическому присутствию торговых сетей через реальные точки продаж, убежден эксперт.
Впрочем, по мнению аналитика TeleTrade, основные препятствия, выстроенные на пути трансграничной онлайн-торговли находятся не на российской стороне.
«Поэтому меры по упрощению онлайн-покупок в иностранных интернет-магазинах, которые принимаются Госдумой, к сожалению, не смогут оказать заметного влияния для восстановления „белой“ доли иностранной торговли в российском онлайн-ритейле. Напротив, мы видим, что десятый пакет антироссийских санкций Евросоюза, к которым присоединились и Соединенные Штаты, из-за угрозы вторичных санкций могут стать фактором дополнительного сокращения в нынешнем году поставок товаров этих государств в нашу страну, в том числе приобретаемых через иностранные интернет-магазины. Так что заметного эффекта от принимаемых на российской стороне упрощений, вероятно, ожидать не стоит», — полагает Алексей Федоров.