Декан факультета международных экономических отношений Финансового университета при правительстве России Павел Селезнев обращает внимание, что в настоящее время состояние российской экономики устойчивое.
«За последние недели мы видим увеличение потребительской активности. В частности, есть признаки увеличения спроса на товары длительного пользования, включая автомобили и недвижимость. Кроме того, по информации российского Центробанка, растут остатки на депозитах населения и предприятий, возобновился рост кредитования. Так что есть все основания ожидать экономического роста. Согласно последним прогнозам МВФ, в нынешнем году экономика нашей страны вырастет на 0,7 процента, тогда как еще недавно они говорили об ожидающем нас спаде. С другой стороны, прогнозы Финансового университета более оптимистичны — в нынешнем году мы ожидаем роста ВВП примерно на 1,5 процента», — указывает он, комментируя заявление президента Российской Федерации Владимира Путина.
Ранее, на совещании по экономическим вопросам состоявшемся накануне, 11 апреля, Владимир Путин предупредил о сохранении внешних факторов риска для отечественной экономики. «Внешние факторы риска для нашей экономики никуда не делись. Расслабляться в этой связи, пускать ситуацию на самотек, полагая, что все само по себе будет хорошо, — было бы неправильно. На это мы права не имеем», — сказал он.
Как полагает Павел Селезнев, главным из рисков, на которые указал Владимир Путин, является спад экономики в развитых странах: «В американской экономике есть признаки явного торможения, Европейский Союз также развивается совсем не теми темпами, на которые они рассчитывали. Индексы потребительского доверия, как правило, в отрицательной зоне. То же можно сказать и об уверенности бизнеса. Кроме того, никуда не делись последствия серьезного банковского кризиса, ударившего и по Америке, и по Европе».
Из последнего негатива, по мнению собеседника «Свободной прессы», можно выделить невысокие темпы роста китайской экономики: «Китайская экономика традиционно была главным источником спроса на сырьевом рынке. Однако, быстрого восстановления у КНР не получается, а это может поставить под удар российские нефтегазовые доходы».
Помимо прочего, не привело к восстановлению прежних цен на нефть сокращение добычи, анонсированное странами ОПЕК+, отмечает экономист.
«Цена на нефть перестала падать, но и расти не хочет. С учетом ограничений, наложенных на наш нефтяной экспорт, российский сорт URALS котируется примерно на 20 долларов за баррель ниже эталонных сортов. А это наносит серьезный ущерб бюджету. В случае глобальной стагнации, это может поставить под удар экспортные доходы страны, вызвать девальвацию рубля и рост инфляции. С учетом дополнительных расходов в три триллиона рублей, снижение экспортных доходов может быть серьезной угрозой для стабильности бюджета», — предупреждает Павел Селезнев.