Офшорная экономика имеет ряд преимуществ, из-за которых она существует, и если бы не санкции, существовала бы и дальше. Такую точку зрения высказал декан факультета международных экономических отношений Финансового университета при правительстве России Павел Селезнев.
«Таковы недостатки российского корпоративного законодательства. Многие считают, что корпоративное право, существующее в специальных юрисдикциях, позволяет гораздо проще и эффективнее управлять собственностью. Другая причина — стремление выйти из-под „зонтика“ российских властей, которые могут заблокировать сделку с собственностью. Кроме того, офшоры являются возможностью „парковать“ прибыли от бизнеса в льготных налоговых условиях. Да недавнего времени офшоры были популярны и для снижения налогов за счет проведения фиктивных сделок, однако с этим правительству, в основном, уже удалось справиться», — указывает он, комментируя заявление заместителя министра экономического развития Ильи Торосова.
Ранее Илья Торосов, выступая на Петербургском международном юридическом форуме сообщил, что Минэкономики разрабатывает меры, с помощью которых зарубежные компании могут стать резидентами российского специального административного района (САР), обойдя иностранные запреты. По оценке замминистра, это позволит создать защитные механизмы для помощи российскому бизнесу. «Сейчас недостаточно просто принимать решения там, на Западе, и переехать в САР, это просто очень часто невозможно в связи с блокировкой корпоративных решений. Мы думаем, и сейчас такая инициатива лежит на столе, возможность создать компанию, а не переехать», — сказал он.
Как обращает внимание Павел Селезнев, сегодня офшоры в основном используются для управления собственностью: «Это удобно для бизнеса, поэтому российским властям до сих пор не удавалось от них избавиться. Да и, честно говоря, не было особой нужды, если налоги с бизнеса выплачиваются исправно. Существованию офшорной экономики положили конец санкции коллективного Запада. Теперь акционерные доходы, заработанные в России, попадают на счета типа „С“, то есть, фактически, замораживаются. Но, с другой стороны, западные страны блокируют деятельность офшорных компаний, через которые осуществляется управление бизнесом».
Именно для того, чтобы снять эту проблему, правительство и предложило создать специальную экономическую зону, в которую акционеры могут перенести управляющие компании из-за границы, отмечает экономист: «При этом ликвидация западных офшорных компаний не потребуется. Предполагается создание механизма, который позволит перенести право собственности на российские специальные компании. Они же смогут получать дивиденды, если акционеры сумеют доказать свое участие в западных офшорах, через которые они получали деньги до этого».
Таким образом, как полагает декан факультета международных экономических отношений Финансового университета, можно будет решить проблемы с ценными бумагами компаний, которые раньше имели офшорных акционеров.
«Это целый комплекс непростых мероприятий. Однако правительство вынуждено на это пойти, чтобы сохранить управляемость крупными предприятиями без введения чрезвычайных мер. То есть, на наших глазах происходит деофшоризация российского бизнеса. Разумеется, можно создать офшорные компании в других юрисдикциях, которые не являются враждебными России, например, в Объединенных Арабских Эмиратах. Однако в следующий раз российский бизнес дважды подумает, прежде чем отдавать инструменты управления в чужие руки. Можно утверждать, что офшорная система управления бизнесом кончается у нас на глазах. Как говорят, не было бы счастья, да несчастье помогло», — подчеркивает Павел Селезнев.