Комментируя материалы Счетной палаты, указавшей на дефицит федерального бюджета, декан факультета международных экономических отношений Финансового университета при правительстве России Павел Селезнев признал, что это является несомненным злом.
«Однако сегодняшняя мировая практика показывает, что избыточные государственные расходы, если их правильно направить, могут стимулировать развитие экономики. На протяжении многих лет Минфин и Центробанк критиковали за недостаточный объем государственных расходов, без которых экономика развивалась слишком медленно. Сегодня же это умеренность осталась в прошлом», — уточнил эксперт.
Ранее Счетная палата в оперативном докладе сообщила, что дефицит федерального бюджета в первом квартале текущего года составил два триллиона 401,6 миллиарда рублей. Прежде с аналогичной оценкой выступил и Минфин — согласно данным ведомства, к концу мая дефицит федерального бюджета составил 3,411 триллиона рублей, что на 0,5 триллиона превышает запланированный уровень дефицита на весь год — два процента ВВП.
Павел Селезнев пояснил, что именно за счет чрезвычайных дополнительных расходов российская экономика не вошла в кризис и продолжает развиваться: «Относительно неплохие экономические показатели первого полугодия нынешнего года опираются как раз на эти расходы, финансируемые за счет бюджетного дефицита. Так что в сегодняшних условиях, бюджетный дефицит это скорее благо, нежели зло — без него страна уже год была бы в кризисе».
Собеседник «Свободной прессы» обратил внимание, что источниками финансирования дефицита являются банковская система, предприятия и население, которые обладают достаточным запасом свободных средств, чтобы дать правительству взаймы: «Что, собственно, сейчас и происходит. Мы видим, как Минфин размещает на рынке облигации, позволяющие ему привлекать необходимые средства и финансировать дефицит. Кроме того, у правительства есть резервы Фонда национального благосостояния, которых хватит на финансирование дефицита на ближайшие два-три года. Таким образом, вопрос об устойчивости финансовой системы России сегодня не стоит вовсе».
При этом экономист отметил, что вопрос секвестра бюджета нынешнего года не рассматривается: «Все обязательства будут выполнены в полном объеме. Однако, секвестирование планируется на следующий, 2024 год. Не так давно министр финансов Антон Силуанов представил предложение по сокращению незащищенных статей бюджета на десять процентов. Впрочем, под сокращение не попадут расходы по исполнению социальных обязательств в части пенсий, пособий, зарплат бюджетникам. Не пострадают и расходы на социальную политику, здравоохранение, образование, обслуживание госдолга и трансферты регионам. Не коснется секвестр трат на национальную оборону и госбезопасность».
Эксперт выразил убежденность, что под сокращение в первую очередь попадут те статьи расходов, которые предполагают инвестиции в развитие.
«Но это вовсе не значит, что на планах развития поставлен крест. Просто проекты будут перенесены на более позднее время и профинансированы при улучшении ситуации с бюджетом. Так что благосостояние граждан при секвестре точно не пострадает», — подчеркнул Павел Селезнев.
Ранее гендиректор Ассоциации гражданской авиации «Аэропорт», член Общественного совета при Ространснадзоре Виктор Горбачев прокомментировал новость, что Министерство транспорта вернулось к рассмотрению идеи «Ростеха» по установлению для авиакомпаний сбора с пассажиров на случай экстренных ситуаций. По мнению эксперта, это является «страшным лоббированием» интересов авиакомпаний.