Экономика и предпринимательство — это не про деньги. В первую очередь, — это про отношение человека к труду и результатам этого труда, заявил в беседе со «Свободной прессой» предприниматель, экономист Дмитрий Потапенко.
В конце мая президент общественной организации МСП «Опора России» Александр Калинин говорил, что доля малого и среднего бизнеса в ВВП России в последние годы растет, но при этом остается немногим больше 20%.
Глава Сбербанка Герман Греф назвал это «стыдной долей» и предложил корпорации МСП «немножечко быть поактивнее» и взять инициативу на себя.
Действительно, ВВП малого и среднего предпринимательства, например, в Китае колеблется между 60% и 70%, в США составляет около 60%, в Италии — больше 70%, в Финляндии — больше 60%.
«Как это покажется ни странно, деньги в этой ситуации вторичны. Когда-то ведь мы жили без них. Деньги — это эквивалент чего-то, когда нужно что-то уравновесить. Но в ту же секунду возникает вопрос, а что же такое государство. На мой взгляд, если говорить о предпринимательстве, то государство — это никому ненужная надстройка. Политика, чиновники возникают тогда, когда часть людей не особо хочет работать, а хочет регулировать. И очень часто те, кто регулирует, понятия не имеют про человека труда, и про то, что вообще они регулируют», — уточнил собеседник издания.
По его словам, если говорить об идеальной системе развития предпринимательства, то государство должно максимально исчезнуть из жизни МСП, а «лучше совсем». При этом «мы сами считаем чиновника нужным» для разрешения споров между теми же субъектами МСП.
«Дело в том, что мы сами отдаем свое право управлением ситуациями вот этим самым чиновникам. В идеале, конечно, все должны заниматься производительным трудом, и неважно что это — услуги, шьешь ты, вяжешь, издаешь газеты, работаешь у станка
Он пояснил, что бизнес способен самостоятельно объединяться, разъединяться «без наличия надстройки под названием государство». При этом, естественно, возникает вопрос о функции контроля.
«Функция контроля, когда одна компания хочет, условно, уничтожить конкурента, нормально возлагается на общественные организации, на лиги. Возьмите ту же Германию, где есть организация ADAC, которая так причесывает всех автопроизводителей, что они по струнке ходят. А это абсолютные общественники. В 21 веке это, по сути, функция автоматических отзывов, и если ты начинаешь нагибать компанию-конкурента, то твои клиенты уходят к соседу. У человека есть эта функция контроля, просто он ее постоянно на кого-то сваливает», — добавил Потапенко.
Ранее он объяснил, почему система тендеров в России — это не о предпринимательстве.