Доцент кафедры экономической политики и экономических измерений Института экономики и финансов Государственного университета управления Максим Чирков прокомментировал данные украинских Минсельхоза и таможни о сокращении поставок зерна «незалежной» на мировые рынки.
Ранее стало известно, что по данным украинских Минсельхоза и таможни, «незалежная» в сентябре сократила в годовом выражении поставки зерна на мировые рынки в 2,3 раза. Основное снижение объемов пришлось на порты. Известно, что отгрузка через них сократилась на 14 процентов до 1,4 миллиона тонн. Помимо этого, в 2,4 раза уменьшился вывоз с помощью паромов и в 1,5 раза — с помощью фур.
Как отметил Максим Чирков, эта ситуация, безусловно, отразится на положении в мире: «С 2021 года мы видим перманентный продовольственный кризис — уже многие страны опасаются за свою продовольственную безопасность. Поэтому ряд государств вводят протекционистские меры. Так, в частности Индия ограничила экспорт риса. Но на самом деле, главные протекционистские меры сейчас сосредоточены вокруг Украины. Проблема даже не в том, что зерновая сделка не работает по вине западных стран, которые не соблюдали условия. Проблема — что альтернативные пути вывоза блокируются соседями Украины».
Собеседник «Свободной Прессы» обратил внимание, что Польша, Венгрия и Словакия, которые ввели эмбарго на ввоз украинского зерна, боятся, что оно, хлынув на рынки, разрушит сельское хозяйство Европы: «Понятно, аграрии Евросоюза не конкурентоспособны по сравнению с Украиной, где уникальные природные ресурсы, где высокая урожайность, низкие заработные платы в сельском хозяйстве. Естественно, с украинским зерном европейские производители не выдерживают конкуренции, вот и идут ограничения со всех сторон. Суммарно получается, что европейский рынок испытывает дефицит зерна. А кризис на зерновом рынке сразу провоцирует кризис на рынках других сельскохозяйственных культур — здесь же все взаимосвязано».
Теоретически, Россия могла бы заместить большую часть украинского зерна, отметил экономист.
«Мы — одни из крупнейших поставщиков, у нас неплохие урожаи. Но у России свои сложности с вывозом. Одной из частей зерновой сделки, которая была интересна России, являлось снятие ограничений на финансовые операции за поставки зерна, страхование транспорта, возможность использовать морской транспорт. Может. Мы бы и смогли, но страны Запада этому максимально противодействуют», — подчеркнул Максим Чирков.
Последние новости о зерновой сделке, вывозе сельхозпродукции из Украины и интересах России читайте в теме «Свободной Прессы»