Федеральная антимонопольная служба представила новую версию законопроекта о наказаниях за повышение торговыми сетями и производителями цен на товары. Предлагается признавать экономически не обоснованной стоимость, если в течение 60 дней она выросла более чем на 5% от уровня инфляции (декабрь к декабрю прошлого года).
При этом повышение не должно быть обусловлено теми или иными экономическими факторами: изменения уровня спроса или предложения товара, регулирования тарифов, цен на сырье и комплектующие изделия, и некоторые другие факторы.
Финансовый аналитик, кандидат экономических наук Михаил Беляев в интервью «Свободной Прессе» отметил, что важным фактором инфляции в РФ является монопольное повышение цен. Монополии, причем не только в России, но и на Западе, полностью изменили представления о рынке, и «постулаты столетней давности сегодня не жизнеспособны».
«Компании, стремящиеся естественно к повышению прибыли, занимая монопольную позицию, идут к этому зачастую не путем повышения качества товара, внедрения технологий, повышения производительности труда, а путем повышения цен. Причем, используют любой предлог. Мы это видели на примере бензина, яиц, гречи, но такой же закон ведь действует и в жилищном строительстве, и на авторынке, и туррынке и так далее. И сейчас, кажется, ФАС встала на верный путь», — пояснил аналитик.
На вопрос «СП» можно ли это прямо назвать попыткой государственного регулирования цен, Беляев ответил: «Вполне». При этом он призвал ни в коем случае этого не бояться и не думать, что где-то сегодня есть свободный рынок.
«Да, мы привыкли к тому, что нам говорили, нас учили, что рынок регулируется спросом и предложением — независимые производители и независимые покупатели. Но когда наступают монополии, этот механизм, понятно, действовать перестает. И тогда вступает в игру государство, чтобы прекратить произвол, и вместо конкуренции включается искусственный регулятор в лице антимонопольного ведомства. Ну, так сегодня везде», — уточнил собеседник издания.
Другое дело, что российский ФАС пока больше нагоняет тумана, заявил Беляев. Те 60 дней, которые указываются в проекте, есть, к примеру, в Англии. Там в течение двух месяцев, если цены повышены более чем на 10%, антимонопольщики начинают расследование и по итогу просят обосновать ту цифру, на которую получилось повышение, и принимают серьезные меры.
«Понимаете, повышение спроса, это же не показатель того, что нужно повышать цену. Дефицит — это, да. Вот есть у нас спрос на квартиры, но монополист увидел это и дернул стоимость до потолка, то же самое с автомобилями. Вот тут должна включаться ФАС уже. И с инфляцией не надо мерить, надо мерить с издержками», — добавил беляев.
Впервые с предложением запретить необоснованный рост цен на товары антимонопольное ведомство вышло в 2022 году. Но тогда инициативу не поддержали в Минэкономразвития, посчитав, что недобросовестные участники рынка, напротив, могут воспользоваться ей для законного разгона стоимости товара и избежать ответственности.