Проблемы с транзакциями с азиатскими партнёрами тянутся уже полгода с выпуска соответствующего документа администрацией Белого дома, в котором прописаны последствия от взаимодействия банков с подсанкционными структурами. Обострились они после визита американской делегации в КНР, отметил руководитель отдела по работе с состоятельными клиентами ИК Fontvielle Сергей Соловых.
«Что касается санкций в адрес группы Московская биржа, то я не вижу тут прямой причинно-следственной связи, не думаю, что они повлияли. Конечно, китайские банки, опасаются вторичных санкций со стороны США. Тем более, что Штаты уделяют торговой войне с Китаем большое внимание и не упустят возможность применить новые ограничения, учитывая, что банки КНР крупнейшие в мире. Так, согласно рэнкингу The Banker, они занимают первые 4 строчки по размеру активов под управлением, а в топ-30 на китайские банки приходится треть. Кстати, для сравнения — у Сбера только 58 место. Конечно, чем крупнее финансово-кредитное учреждение, тем риски санкций выше», — отметил аналитик.
По мнению эксперта, есть 4 выхода в данной ситуации для российского бизнеса.
«Первый — это переориентация небольших российских компаний на мелкие китайские региональные банки. В Китае самая разветвлённая сеть таких финансово-кредитных учреждений, если сравнивать с другими странами. Вполне вероятно, что отдельные банки просто переориентируются на работу с российскими деньгами, осознанно подставляя себя под возможные санкции, если будут видеть, что профит от такого решения превысит негативные последствия. То есть, надо искать отдельных игроков на внутреннем рынке, такие есть», — отметил аналитик.
Второй вариант — это усложнение «денежного маршрута», то есть использование посредников из третьих стран для перевода средств.
«Эльвира Набиуллина на пресс-конференции после заседания ЦБ отметила, что регулятор наблюдает рост транзакционных издержек бизнеса. Это как раз про реализацию этой схемы, когда платежи проводятся, но не напрямую. Безусловно, эти дополнительные траты предприниматели закладывают в цены, то есть это проинфляционный фактор, поэтому Банк России следит за этими данными. Официальной статистики, понятное дело, не найти. Тут как с поставками нефти, которые частично реализуются через теневой флот», — сообщил аналитик.
Третий вариант — это создание альтернативной транзакционной системы, например, с использованием цифровых финансовых активов и/или криптовалюты, шагом в эту сторону эксперт считает обсуждаемый законопроект, который вводит экспериментальные торги криптовалютой под контролем ЦБ. «Вопрос только в реализации, потому что, например, сейчас оператор обмена ЦФА в России один — эта та самая подсанкционная Московская биржа. И если внутри страны это торговать ими не мешает, то ко внешнеторговым операциям возникают вопросы», — отметил он.
«Четвёртый — это открытие филиалов российских банков в Китае. Это не решит проблему в целом, но отдельным предпринимателям подойдёт. В этом случае из России будет приходить перевод, а партнёр из КНР сможет его обналичить и таким образом забрать. То есть, в этом случае не обойтись без обналичивания, поскольку банк так и будет оставаться подсанкционным. Однако эта схема может подойти небольшим бизнесам. Таким образом, можно сказать, что пока решение данной проблемы по большей части лежит в „серой зоне“ или требует времени», — резюмировал эксперт.
Курс доллара в режиме онлайн смотрите на этом графике
Эксперт Александр Вайс ранее сделал прогноз, согласно которому доллар будет ниже 90 рублей в августе.
О последних новостях курса доллара, евро, юаня и других валют, — в теме «Свободной Прессы».