Розничные цены на красную рыбу и красную икру к Новому году вырастут на 10−15%. Об этом рассказал руководитель Информационного агентства по рыболовству Александр Савельев.
По его словам, выловы рыбы в целом в России в последние годы только растут, а что касается рекордно низких показателей по лососевой путине в 2024 году, то это связано с тем, что рыба приходит в реки Дальнего Востока из океана циклично.
«Прошлый год был урожайным, этот — неурожайный, причем рекордно неурожайный. Если в прошлом году добыли 609 тысяч тонн лосося, и, по данным главы Росрыболовства, получили 24 тысячи тонн красной икры, то в этом году, как сообщили по итогам лососёвой путины в этом сезоне, добыли 215 тысяч тонн лосося, и, соответственно, получили 8,5 тысяч тонн красной икры. То есть почти в 3 раза меньше, чем в прошлом году. Если быть точным — в 2,8 раза меньше рыбы и икры», — сказал Савельев в беседе с ОСН.
Он также пояснил, как рекордно низкие показатели по вылову лососевых в 2024 году повлияют на стоимость и доступность красной рыбы и красной икры.
«Добавьте вот к тому, что рыбы и икры стало в три раза меньше, инфляционное давление, возросшие логистические затраты и так далее. Если говорить про красную икру, то икра кижуча и нерки на Дальнем Востоке, в районах добычи лосося, уже сейчас стоит 10−12 тысяч рублей за килограмм. Если собрать в совокупности все эти данные, все риски и все факторы давления на розничную цену, то, полагаю, что к Новому году, когда будет повышаться спрос, красная рыба и красной икра прибавят ещё 10−15% в стоимости. Конечно, говорить о том, что нас ждет дефицит красной икры и красной рыбы не приходится. Никакого дефицита не будет. В среднем, Россия в течение года съедает порядка 14−17 тысяч тонн красной икры. К тем 8,5 тысячам тонн, которые уже добыли в этом году, можно добавить ещё и достаточно серьёзные объёмы остатков с прошлого года», — подчеркнул эксперт.
Он также добавил, что, несмотря на определенные трудности в долгосрочном хранении рыбы и икры в холодильниках — как минимум, кристаллики льда повреждают их ткани — современные технологии все же позволяют сохранять приемлемое качество продукции в течение нескольких лет. Поэтому новогодний спрос на морские деликатесы, который традиционно повышается в преддверии праздника, будет с легкостью удовлетворен.
Так или иначе, главная проблема в отношении рыбной продукции в РФ касается не объемов вылова, а уровня потребления, указал эксперт. Он заметил, что даже в годы с хорошим уловом цены на красную рыбу в центральных регионах РФ остаются крайне высокими, из-за чего потребление рыбы за последние 10 лет упало до 14 килограммов в среднем на человека в год. Это при том, что Минздрав для здорового питания рекомендует в два раза больше, 28 килограмм на человека.
«На это, кстати сказать, обратил внимание Владимир Путин, когда в прошлом году в августе проводил совещание с правительством. Тогда глава государства дал поручение Росрыболовству заняться продвижением российской рыбы к российскому потребителю, то есть на внутренний рынок, и поручил к 1 февраля разработать соответствующе меры. К сожалению, Росрыболовство этим не озадачилось. Уже сентябрь, а мер этих мы так и не увидели. Мы увидели только, что образована некая организация „Главрыбвод“, которая по заявлению главы Росрыболовства, собственно, и займётся продвижением рыбы, но пока этого не происходит. Пока мы рыбы не доедаем», — отметил Савельев.
Собственно, главный барьер на пути к высокому уровню потребления рыбы в РФ — это высокие цены, подчеркнул он.
«Я понимаю и промышленников, и трейдеров, которые тоже поставлены в очень ограниченные маркетинговые рамки. Но согласитесь, при среднестатистической пенсии, кто из социально не защищённых или малообеспеченных граждан может позволить себе красную рыбу или, уж тем более, красную икру?», — задался вопросом эксперт.
Он предложил решить вопрос потребления рыбы в России разными способами, в том числе с опорой на иностранный опыт. Например, это могут быть «рыбные интервенции», при которых государство закупает морскую продукцию для школ, госрезерва, пенитенциарной системы и армии, либо продовольственные карты на американский манер. Здесь же возможно и введение экспортных барьеров, поскольку больше половины выловленной в российских водах рыбы уходит на иностранные рынки.
По его мнению, пока в России все ограничивается частичным правительственным субсидированием транспортировки рыбы по железной дороге с Дальнего Востока в основные регионы потребления.