
Нефтяные компании США в определенный момент вернутся в Россию, считает глава Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев. По его словам, американские корпорации вели «очень успешный» бизнес в РФ и на сегодняшних переговорах в Эр-Рияде стороны попробуют перезапустить экономическое сотрудничество.
Эксперт финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков в беседе со «Свободной Прессой» отметил, что для возвращения к сотрудничеству с американскими или европейскими энергетическими компаниями нужно снимать санкции. Все эти игроки заходили в российские проекты по добыче трудно извлекаемой нефти в Западной Сибири до 2014 года.
Он напомнил, что американцы в районе 2013-го признавали, что у России самые большие запасы нетрадиционной нефти в мире. Правда, потом пересмотрели свою оценку. Тем не менее, у РФ там есть вся инфраструктура — нефтепроводы, линии электропередач, дороги, населенные пункты. В этом плане тратиться не нужно.
«Но пока не нашли промышленные технологии добычи этой нефти, предполагалось, что мы дадим им ресурсную базу, они свой опыт, и вот все вместе будем зарабатывать. Основные компании — „Газпромнефть“, „Роснефть“, „Лукойл“ — создали тогда совместные предприятия с иностранными Shell, ExxonMobil, BP для добычи. Но в 2014 году США ввели санкции, запрещающие работу в РФ и поставку оборудования, разработку. Тогда же ввели запрет на работу добычи нефти на шельфе, прежде всего, в Арктике, где также уже создавались совместные предприятия. В 2014-м начали бурение в Карском море. ExxonMobil даже пролоббировал отсрочку на месяц, потому что не мог бросить проект. Но все было остановлено. Получается, что санкции надо отменять, чтобы они снова вошли в эти проекты», — пояснил Юшков.
По его словам, остальные «обычные» проекты российская сторона не желает особо продавать, поскольку у нас нет проблем с разработкой классических месторождений. Но у американцев, в принципе, присутствует некая токсичность вокруг нефти РФ. И все же проекты по добыче нетрадиционной нефти интересны и Москве, и Вашингтону.
В это же время Shell вообще вышла из российского бизнеса. Компания продала сеть своих заправок, покинула «Сахалин-2», причем буквально бросив проект ExxonMobil, с «Сахалином-1» даже устраивала саботаж, то есть намеренно остановила проект и сделала так, чтобы «Роснефти» было сложно его запустить заново.
Но та же BP, к примеру, продолжает оставаться одним из крупнейших акционеров «Роснефти». У американской компании второй после государства размер доли в российской корпорации — чуть меньше 20%.
«Они заявляли, что хотят выйти, но в итоге так и не вышли. И даже руководство „Роснефти“ постоянно им передает приветы и говорит о том, что вы обещали, но долю так и не продали. Не стоит забывать, что у многих из них остались доли в российских компаниях. Поэтому в этом плане они присутствуют в РФ, они никуда не ушли. Где-то сами боялись сотрудничать, считая нас токсичными, а где-то им с 2014 года еще запрещено. Санкции американцы вряд ли их снимут вообще, либо сделают это очень нескоро, им невыгодно», — заключил Юшков.
Последние новости о рынке нефти, газа, а также стоимости бензина и дизеля, — в теме «Свободной Прессы»