
Поскольку ключевая ставка на данный момент не падает или падает очень медленно, многие компании начинают замораживать проекты, прекращают расширение, расценивая сигналы рынка как пессимистичные. Поэтому происходит, во-первых, сокращение позиций, во-вторых, неоткрытие новых, сказал в беседе со «Свободной Прессой» кадровый эксперт, владелец агентства «Трудовые резервы» Илья Варакин.
Так, в Сбере происходит сокращение IT-специалистов. Это касается как сотрудников головного офиса, так и дочерних предприятий банка. Telegram-канал «Профсоюз работников IT» приводит цифры в 20−25% работников под сокращения — «есть отделы, в которых сокращения касаются всех сотрудников кроме руководителя и одного-двух ключевых специалистов, есть отделы, которые сокращаются полностью». При этом в учреждении списывают это на внедрение ИИ.
Специалисты отмечают, что в большинстве, к примеру, IT-компаний оптимизации и реорганизация команд уже прошли в третьем и четвертом кварталах текущего года, когда рынок столкнулся со стагнацией и приостановкой проектов. Сейчас, скорее всего, компании будут ограничивать прием на работу новых сотрудников, а не увольнять уже нанятых.
Ухудшение операционных условий в обрабатывающей промышленности наблюдается четвертый месяц подряд. Сокращение новых заказов в сентябре ускорилось. Слабый спрос из-за финансовых трудностей и колебаний клиентов сдерживал новые продажи. Рост интенсивность сокращения персонала достиг постковидного максимума, сообщили в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН.
Варакин пояснил, что многие вакансии сегодня уже имеют заниженную зарплатную ставку. При этом самые дорогие сотрудники увольняются.
«И сигнал этот достаточно беспокоящий, поскольку речь идет о том, что если ключевая ставка не понизится, то в диапазоне 2−3 месяцев до Нового года, либо на январь придется основной пик, может случиться обвал зарплат по многим направлениям. Хоть Сбер и говорит о внедрении искусственного интеллекта, но и в первую очередь там многие сотрудники были на повышенных зарплатах, и поставлена задача, искать на их место более дешевых работников. Понятно, что условных официантов или курьеров это не ожидает. А вот IT-шников, банковский сектор и топ-менеджмент, да», — заключил кадровый эксперт.
Ранее зампред Банка России Алексей Заботкин сделал прогноз, что вклад роста налога на добавленную стоимость в инфляцию может составить 0,6−0,7 п.п.