Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Масленников: Практика показала, что прямые запреты при стабилизации цен малоэффективны

289

Власти РФ готовят новые меры на рынке топлива. Об этом ТАСС сообщил глава Минэнерго Сергей Цивилев.

По его словам, меры включают ограничение экспорта и корректировку демпфера, что помогло остановить рост оптовых цен и стабилизировать ситуацию. Сейчас готовятся дополнительные меры, чтобы гарантировать достаточное предложение на рынке.

Чуть раньше правительство продлило возможность заключения соглашений о стабилизации цен на продовольствие до 31 декабря 2029 года. Механизм предполагает принятие хозсубъектами добровольных обязательств по снижению и неповышению цен на востребованные товары широкого потребления или социально значимые товары. По данным ФАС за октябрь, соглашения заключены в 71 субъекте с участием 14 546 хозяйствующих субъектов, в числе которых 292 производителя, 51 оптовая организация, 14 тысяч организаций торговли, 100 аптечных сетей и пунктов, три АЗС.

Экономист, ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников в беседе со «Свободной Прессой» отметил, что в России существует практика, когда соглашения о стабилизации цен заключается между региональными властями, производителями и торговыми сетями. И это гораздо более комплексно, чем просто зафиксировать определенную цену, поскольку есть взаимные обязательства у всех сторон.

«Практика показала, что прямые запреты — малоэффективны. Они позволяют удерживать стоимость на определенное время, но потом цена выходит на совершенной иной уровень. То есть, получается такая отсрочка более масштабного повышения. Такая ситуация и с бензином. Да, можно ограничить экспорт, но есть и другие инструменты, которые обсуждаются. В частности, такое решение, как мораторий на обнуление топливного демпфера. Речь идет о том, что если у вас цены выходят за определенный негативный уровень, то сокращаются выплаты нефтеперерабатывающим заводам. Проблема заключается в том, что если вы не платите, у них нет средств для модернизации. А цены на бензин связаны не только с особенностями сезонного характера, но и с шок-предложениями в связи с тем, что модернизации заводов затянулись, в том числе из-за атак дронов на НПЗ», — пояснил собеседник издания.

По словам экономиста, если в течение месяца цена на бензин «выскакивает» свыше 10%, а дизель свыше 20%, то субсидия не платится. И этот мораторий призван дать нефтеперерабатывающим заводам необходимые средства для модернизации своих производственных мощностей и, тем самым, для расширения предложений.

«Это помимо того, что сейчас мы покупаем бензин и в Беларуси — за месяц вырос в 30 раз, — и в Монголии даже. Мы можем снизить этот сезонный всплеск, когда к зиме потребление дизеля резко взрастает. И это тоже пример ценового регулирования, который не носит замораживающий характер. Есть гораздо больше других стимулирующих, расширяющих предложение. Собственно говоря, вот эти правительственные соглашения о стабилизации цен — они тоже об этом», — заключил Масленников.

Ранее публицист, основатель Telegram-каналов «Толкователь» и Proeconomics Павел Пряников в интервью «Свободной Прессе» говорил, что ФАС и правительству — надо разобраться не только с агрохолдингами, но и со всей цепочкой — оптовые закупки, хранение, пищевое производство и торговые сети, — и понять, где происходит необъяснимый взлет стоимости.

Новости дня
Цитаты
Андрей Бунич

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России

Дмитрий Казаков

Член совета профсоюза "Учитель"

Михаил Пашкин

Председатель Московского межрегионального профсоюза полиции и Росгвардии

Фоторепортаж дня