«Перед Украиной вырисовывается безвыходность из-за перспективы потери всей энергетики…»
Алексей Анпилогов
Кандидат экономических наук и финансовый аналитик Михаил Беляев прокомментировал сообщение Росстата, что долги россиян и бизнеса по налогам, пеням и штрафам составили 3,26 трлн рублей.
По его словам, в 2026 году ситуация ухудшится, лучше она не станет.
«Но учитывая, что темп роста экономики все равно не прогнозируется больше 1,5% в год, а это, как бы там не пытались охарактеризовать с математической точки зрения, что это все-таки больше нуля, с экономической точки зрения — это депрессия. Давайте называть все своими именами. А там, где депрессия, там будут в затруднительном положении и предприятия, и физические лица, и малый бизнес, и крупный. Ну, крупный, может быть, будет чуть получше, потому что он получает возможность подпитки из бюджета, и он будет получать дополнительные средства. И, собственно, бюджетный дефицит на будущий год тоже все равно, там все равно где-то порядка 4 трлн долларов дыра. Значит, мы можем считать, что меньше, наверное, эти самые налоговые недопоступления не будут. Из чего они складываются? Там есть и большая доля малого бизнеса, малый бизнес очень любит на налоговом поле маневрировать, и маневры у него в основном в ту сторону, чтобы уйти от налогов, придумать какие-то схемы, занизить свою отчетность. Налог ведь платится с прибыли. Ну, там еще есть кое-какие налоги, но, в основном с прибыли. Соответственно, если вы не уплачиваете своевременно налоги, то дальше уже возникают вот эти пени, штрафы, недоимки и прочее», — сказал он в эфире Радио «Комсомольская правда».
Беляев отметил, что в экономике ничего не бывает однофакторно, надо уметь учитывать все факторы.
«На самом деле, когда надо какие-то деньги получать, механизм работает ведь с большим сопротивлением, а вот это сопротивление, оно нашими органами учитывается не всегда. А если учитывается, то дальше уже должны включаться такие механизмы, которые или действительно принуждают к оплате и должны работать аудиторы и должны работать финансовые контролеры, которые приходят на предприятие и действительно понимают, занижена прибыль или это действительно она вытекает из таких не очень хороших экономических позиций. Ну, у нас же еще работает пропагандистская машина, когда у нас все в порядке, у нас 1% экономического роста выдается за рост, почему-то жесткая денежно-кредитная политика, когда там в сотых долях процента куда-то снижается инфляция, тоже выдается за большие успехи и так далее. То есть нужно еще повышать объективность и не бояться смотреть правде в глаза. У нас это не всегда бывает», — подытожил он.