
Тема дефолта начала тревожить экономистов и политиков с приближением августа, который 15 лет назад принес России первый дефолт. Если экономические проблемы у Китая, стран еврозоны и США совпадут во времени и по масштабу, то для России это может обернуться катастрофой. Такое мнение высказал «Российской газете» главный экономист Центра развития НИУ «Высшая школа экономики» Валерий Миронов.
По последним данным Росстата, рост промпроизводства в первом полугодии составил всего 0,1%, что в 30 раз меньше, чем годом ранее. Причем на протяжении двух предпоследних месяцев промышленность не росла вовсе. Внутренний рост и спрос подрывает неопределенная ситуация на внешних рынках. Явное замедление развивающихся экономик — а это, помимо Китая, Индия, Бразилия — уже отметили в своих докладах эксперты международных организаций. Развивающиеся страны были в последние годы локомотивами роста для остального мира. Но во втором квартале этого года экономический рост в Китае составил всего 7,5%, это на 0,2% меньше, чем кварталом ранее.
В последнем обзоре по экономике эксперты ВШЭ указывают, что российская экономика стагнирует и находится у предкризисной черты с точки зрения динамики издержек. Постоянным источником дисбаланса остается опережение роста покупательной способности заработных плат над производительностью труда.
Глава Сбербанка Герман Греф возможность дефолта отверг. «Это невероятная ситуация», — заявил он журналистам в Хабаровске. «Макроэкономическая ситуация в России одна из лучших в мире среди всех стран. Наш государственный долг ниже 10 процентов от ВВП, в ряде европейских стран — свыше 100 процентов», — аргументировал Греф. Но при этом предупредил, что «возможен рецидив кризисных явлений», связанных с ухудшением ситуации в Китае.
В вероятность дефолта, впрочем, вплоть до часа «Х» никто не верил и в 1998 году.