Премьер-министр РФ Михаил Мишустин заявил, что в России «подводятся результаты клинических исследований» двух вакцин для борьбы с коронавирусной инфекцией.
«Убежден, что наши разработки будут востребованы в России и во всём мире», — сказал он в Госдуме в ходе отчета о деятельности правительства.
Премьер надеется, что осенью Россия получит надежную вакцину от коронавируса, однако сейчас необходимо удостоверится в ее безопасности и подготовить производственные площадки.
Ранее о готовности первой отечественной вакцины в интервью «Аргументам и фактам» заявил первый замминистра обороны РФ Руслан Цаликов. По его словам, специалисты уже сделали окончательные оценки результатов испытаний, все добровольцы, получив иммунитет от коронавируса, на момент выписки чувствовали себя нормально.
«Таким образом, первая отечественная вакцина от новой коронавирусной инфекции готова», — подчеркнул замминистра обороны РФ.
Однако в Минздраве предлагают не спешить. По словам помощника министра здравоохранения Алексея Кузнецова, клинические испытания вакцины, разработанной Национальным исследовательским центром эпидемиологии и микробиологии имени Н.Ф.Гамалеи, еще продолжаются, в настоящее время они вышли на вторую стадию.
«По их окончании будет решаться вопрос о ее государственной регистрации», — уточнил он.
В свою очередь глава Минздрава Михаил Мурашко сообщил в интервью телеканалу «Россия-24», что ведомство РФ готовится не только к завершению клинических исследований вакцины, но и к выпуску ее на определенных условиях. В тоже время, по его словам, разработанная в России вакцина подтвердила свою эффективность и безопасность.
«Но всегда чем больше людей вовлекается — мы большее получаем количество данных, <…> поэтому как раз работа на популяции, работа на больших данных — это те требования, которые мы сейчас сформировали и выставляем в том числе пострегистрационным наблюдениям», - заявил он.
Надеется на то, что осенью начнется регистрация и производство вакцины, разработанной новосибирским научным центром «Вектор» вице-премьер Татьяна Голикова.
«Документы уже поданы на клинические исследования, надеюсь, что на этой неделе они получат разрешение и, соответственно, осень — это подача документов на регистрацию и начало производства», — сообщила она журналистам.
Кроме того, в конце декабря ожидаются предложения о клинических исследованиях вакцины НИИ вакцин и сывороток ФМБА.
Тем не менее, сомнения в готовности вакцины, а тем более ее безопасности выражают многие специалисты. Академик РАН Владимир Сергиев уверен, что нельзя получить эффективную и безопасную вакцину столь быстро.
— Нигде в мире нет опыта получения вакцин в столь короткие сроки. Есть такое выражение: «Доктор, а когда кончится эпидемия ковида? — Я медик, в политике плохо разбираюсь».
Ковид — это не медицинская, а политическая история, поэтому — что, как и почему… Деньги большие, это естественно, а медицинского очень мало.
Аналогичное мнение высказала профессор ГГТУ Орехово-Зуево, доктор биологических наук Надежда Юминова, посвятившая свою жизнь изучению вакцин и вирусов.
— Безопасность, иммуногенность, длительность сохранения иммунитета — главный показатель для вакцины. С этим делом не надо шутить, потому что раньше вакцины первого поколения готовились 10 лет. Даже в особых условиях — против лихорадки Эбола — быстрая вакцина была за 6 лет.
Сейчас сокращают, объединяют фазы: на животных доклиническая фаза, три фазы наблюдения на людях, причем, начиная с 20−100 волонтеров, потом тысяча. Это всё очень серьезно. Не хотелось бы никого пугать, но опасность существует. Были случаи, когда доклиника великолепно проходила, с клиникой спешили и заканчивалась такая вакцинация не очень удачно.
Я считаю, что вариантов очень много. У меня есть свой любимый вариант вакцины. Если бы это была вакцина первого поколения, чем мы долгие годы прививались и прививаемся — это живые и инактивированные вакцины, второго поколения — это сплит-вакцины, наверное, я бы более спокойно прививала. Сейчас у нас вакцины следующего поколения — плазмидные, ДНК-овые, РНК-овые, векторные, как эта векторная вакцина на основе аденовируса.
Мне кажется, что это вопрос национальной безопасности населения. Были случаи, что вакцинируют, а потом человек встречается с диким штаммом и очень плачевно — бурная иммунологическая реакция происходит и серьезные осложнения. Хотелось бы, чтобы все было открыто, все данные людям показали, потому что специалисты интересуются, волнуются. Пять месяцев ощущаем на себе сильнейший прессинг со стороны СМИ.
Понятно, что это рукотворный вариант, но может не специально его делали, а хотели облегчить лабораторную жизнь. Но он действительно в тысячу раз активнее заражает клетки. Для вируса очень характерно, что у него всегда свой хозяин. А здесь получилось, что с летучих мышей определенная врезка на панголинов, потом стало возможно заражение людей.
Это серьезная коронавирусная инфекция и это серьезная вакцина. Это вакцина новая, а не вакцина первого, второго и третьего поколений, которой были привиты миллионы людей. Я бы обратилась к авторам, которых я знаю — может надо провести дополнительные исследования.
«СП»: — Много говорили, что привитые от гриппа легче переносили этот коронавирус. Это так?
— Чтобы это утверждать, надо специальные исследования провести. У нас какое-то шапкозакидательство. Говорят вещи, которые ну никак невозможны. Мой научный и профессиональный опыт показывает, что этого не может быть. Я редко, но смотрю всякие теледебаты и вижу врачей всех специальностей, кроме вирусологов и инфекционистов. Понятно, что нужно знать обо всем, но обо всем надо знать хорошо. Однако много знать, это не значит знать о каком-то конкретном вопросе.
Действительно, грипп каждый год. Гриппозная вакцина держит минимум полтора года. Чтобы снова заболеть гриппом, надо полтора-два года. Иммунный статус у всех разный, реакции разные зависят от возраста, сопутствующих заболеваний. И для гриппа существует такое понятие как первородный грех — если человек первый раз в жизни заболел гриппом, тот иммунитет, который образовался к конкретному штамму, даже в случае его мутации или рекомбинации, все равно будет помогать.
Всем вирусологам хорошо известно, что к коронавирусу иммунитет не стойкий: если переболел, это не значит, что не переболеешь снова. Тем более что сейчас в циркуляции 7 штаммов человеческого коронавируса. Три — особо серьёзные, достаточной контагиозности и высокой патогенности. При этом реакция может быть от слабой респираторной до сильнейшей атипичной пневмонии, а это уже очень опасно — зависит от возраста, иммунной системы, заболеваний, времени года. Сейчас время года, когда, как правило, эти респираторно-вирусные заболевания протекают легче. Осенью ситуация, учитывая наш климат, может измениться.
«СП»: — Насколько проводимые анализы на коронавирус достоверны?
— ПЦР, мне кажется, это утечка денег. Дорогой анализ и очень много ложных и положительных, и отрицательных результатов. Уже доказано, что они не полностью достоверны. Более того, до того момента как сдали на ПЦР контакта не было, радостно смотрим на бумажку, где написано, что вирус не обнаружен, а он может вовсю реплицируется в организме, потому что заражение было позже.
ИФА-метод (иммуноферментный анализ — ред.) — это хороший метод, который точно свидетельствует была ли встреча, иммунен ли человек, есть ли защитные титры, но пока не определены. Самое главное, чтобы в результате встречи образовывались вируснейтрализующие антитела. Есть хорошая тест-система, самое главное, чтобы диагностическая лаборатория была аккредитована и чтобы тест-системы, на которых смотрят иммунный статус были сертифицированы.