Ковид отступает. Ещё немного, ещё чуть-чуть, и маски можно будет снять, ограничения отменить, и вперед, в новую, свободную от страшного вируса жизнь! Примерно так, видимо, следует понимать заявление пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, сделанное им в понедельник. «Я уверен: к середине лета страна вернется к доковидной жизни. Думаю, август уже будет, что называется, с открытым забралом», — сказал Дмитрий Сергеевич. Уточнив, что сроки зависят от формирования коллективного иммунитета. Как раз к июлю-августу, считает он, 60% населения России обзаведутся антителами к COVID-19.
Надо думать, не с «потолка» взял эту информацию профессиональный дипломат Песков, а разжился ею у специалистов, которые в свою очередь не устают твердить о важности этого самого «коллективного». Вице-премьер РФ Татьяна Голикова на днях в очередной раз напомнила, что «власть рассчитывает сделать прививки 60% населения без учета переболевших и детей». В переводе на число россиян — 68,6 млн. человек. Ни она, ни те из медиков, кто выступает с публичными комментариями, не могут, однако, толком объяснить, почему за основу взят именно такой процент привитых, не больше и не меньше. В НИИ гриппа корреспонденту «СП» дали понять, что это некий «усредненный ориентир, определенный опытным путем в предыдущие эпидемии». С оговоркой, что у каждого вируса своя специфика и особенности воздействия на людей разного возраста.
Ковид, как уже известно, малых деток не трогает — нет у них ещё рецепторов, к которым ему можно было бы прицепиться. Стало быть, детей, из сегодняшнего коллективного иммунитета можно исключить?
Пресс-секретарь президента об этом ничего не сказал. Обнадежив августом, заговорил о прививках, похвалив «эффективную вакцинацию в Израиле и наращивание ее темпов в США». Особое внимание уделил российской прививочной кампании. Сложилось впечатление, что ради этого и «взял слово». Хотя не может не знать, как скверно данная кампания у нас на данный момент организована. В частности, в регионах, не близких к столице. О чем «СП» уже рассказывала.
Забыты (или оставлены «на потом»?) также учреждения ФСИН. При том, что условия в большинстве из них просто идеальные для инфекции, учитывая тесноту камер и скученность отбывающих наказание. Сидельцам приходится напоминать о себе всеми доступными способами. Кто-то бунтует, как это было в апреле в Ангарске. А кто-то… поёт. Как осужденные нижнетагильской исправительной колонии № 12.
Они сняли и выложили в сеть клип на песню собственного сочинения о «Спутнике V». Впечатляет с первых же строк: «Нет эффективнее вакцины. Весь мир её признает… Все дружно ставим прививку „мейд ин Раша“. На зависть Западу вакцина наша… Скоро ждем её и у себя мы за забором». Ударили, так сказать, рэпом по COVID-19. Впечатлено и руководство службы исполнения наказания. Его представители теперь объясняют журналистам, что «в регион поступила пока только небольшая партия вакцины, но дойдет очередь и до осужденных, дело времени». Сейчас, по их словам, проводится разъяснительная работа. О том, что Западу «Спутник V» важнее, «чё ли»?.. Но это к слову.
Давно известно, что в приоритете у Кремля в последние годы во всем, что связано с жизнедеятельностью, экономикой
Или не в одних прививках дело и отступает ковид — а он отступает, судя по ежесуточной статистике, и в России, и в других странах мира — по собственной, так сказать, воле? Как это было сто лет назад с «испанкой».
Вот и Игорь Гундаров, доктор медицинских наук, главный научный сотрудник НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением Московской медакадемии им Сеченова, считает, что нет смысла заниматься тотальной изоляцией всеобщей вакцинацией. Ведь, на самом деле, SАRS-СоV-2 — очень слабый вирус.
— В СССР успешно развивалась теория биогеоценоза. Согласно ей, есть макромир (человечество) и микромир в виде бактерий, кокков, вирусов, коронавирусов. Отсюда такое понятие, как «биоты», обозначающее совокупность разных микроорганизмов, для которых мы — лишь хорошо унавоженная почва, — рассказал профессор Гундаров. — В кишечнике каждого человека живет примерно два килограмма разных микроорганизмов, есть даже палочка столбняка. Между собой они в разных отношениях. С одними дружат, с другими воюют. Например, вирус гриппа и коронавирус между собой враждуют, но грипп от природы сильнее. Там, где много гриппа, мало ковида. Не зная этого, медицина с 1996 года стала делать широкомасштабные прививки против гриппа. Счет шел на миллионы привитых ежегодно. И у нас, и на Западе. В результате нам удалось победить этот вирус. Грипп практически исчез. При этом смертность от ОРЗ выросла больше, чем в два раза. Отсюда вывод по COVID-19: нет нулевого пациента, и нет смысла заниматься тотальной изоляцией. Ковид среди нас, везде. Здоровое коронавирусное носительство временами обостряется до вспышек, особенно осенью-весной.
Свое мнение у академика Евгения Шляхто, гендиректора Национального исследовательского центра им. Алмазова.
— Ковидная проблема к лету не исчезнет, — уверен Евгений Владимирович. — Просто вирус станет другим. И мы постепенно научимся жить с ним. Не скажу, что он превратится в подобие сезонного гриппа. Но будет двигаться предположительно в этом направлении.
«СП»: Лето у многих россиян ассоциируется с туризмом, путешествиями, ставшими одним из самых любимых видов отдыха. А это — поезда, авиаперелеты, групповые экскурсии… Не «привезем» ли опять из отпусков какую-нибудь новую мутацию COVID-19?
— Такие опасения есть. Они и они должны быть. Если перестанем о них думать и не будем загодя планировать свои маршруты с тем, чтобы свести к минимуму нежелательные контакты, тогда плохо. Отправляясь в путешествие по странам и континентам, должны понимать, чем это грозит. Как и то, что нужно уже возвращаться к нормальной жизни. Хватит дистанционки в школе, вузах, разного рода научных институтах. Ничем хорошим это не заканчивается. Особенно с психологической точки зрения. Это абсолютно точно. Комбинированный подход должен быть. Детей и здоровую молодежь в принципе не нужно ограничивать в пространстве и движении, тем более, держать взаперти. Пусть двигаются, общаются, вырабатывая иммунитет. И создавая тем самым для других прослойку между больными и здоровыми.
«СП»: Ваш коллега профессор Гундаров считает, что нынешний вирус достанет любого человека, где бы тот ни находился — в гуще толпы или в ограниченном пространстве военного корабля. Приводит пример с американскими авианосцами, которые по полгода плавают без захода в порт, а при обследовании у 50% членов команды обнаруживают коронавирус. При этом все инфицированные чувствуют себя абсолютно здоровыми. Схожая история случилась у нас в прошлом году на Ямале, где внезапно заболели сотни оленеводов. Получается, маски, перчатки — лишь дань некой традиции, не более того?
— Маски носить надо. Они реальная преграда для вирусов, передающихся воздушно-капельным путем. На недавних несанкционированных митингах в Петербурге мало кто из семи с лишним тысяч человек пользовался средствами индивидуальной защиты. Результат — рост заболеваемости в начале февраля «скакнул» в городе на 87,67% по сравнению с концом января. Куда это годится?