Аккурат накануне Международного женского дня столичный мэр Сергей Собянин широким жестом щедрого фокусника-престидижитатора преподнес подарок дамам элегантного возраста и заодно — не делая гендерных различий — джентльменам того же возраста, сообщив: с 8 марта разблокируются социальные карты в так называемых группах риска, и теперь пенсионеры старше 65 и страдающие хроническими недугами обладатели таких карт снова могут бесплатно ездить на городском и пригородном общественном транспорте, включая автобусы, электробусы, трамваи, метро, поезда МЦК, МЦД и иные электрички в пределах Москвы и Московской области.
Напомню: социальные карты москвича (и аналогичные жителя Подмосковья), если тебе исполнилось 65 или ты стоял на учете в поликлинике по целому ряду хронических заболеваний (онкология, сердечно-сосудистые, сахарный диабет, болезнь ХОБЛ и др. — в этом списке несколько десятков диагнозов), были заблокированы указами столичного мэра Собянина и губернатора Московской области Андрея Воробьева несколько месяцев назад — в самый разгар пандемии. Под внешне благовидным, хотя и откровенно фальшивым предлогом: дескать, пусть пенсионеры и хроники-больные сидят дома, не шастают по столице и Подмосковью — сами не заражаются коронавирусом и заразу по близким и родным не разносят. В общем, всё во имя человека, всё для блага и здоровья человека!..
А вы не чувствуете, что здесь что-то не то? Когда решение властей обставляется красивыми словами, верный признак: вас кидают. Насильственное лишение пенсионеров их законных льгот, в том числе на бесплатный проезд, с точки зрения закона, в том числе и Основного, выглядело очень сомнительно — отсечение от установленных выплат по возрастному или клиническому признаку вообще дурно попахивает. И в самом деле: почему если тебе 64, соцкарта действует, а на две недели старше и исполнилось 65 — ты уже изгой? Или почему с диагнозом «сифилис» пользоваться соцкартой можно, а «инфаркт» — запрещено?
Ответов на эти вопросы нет, поэтому власти ссылались на чрезвычайную эпидемическую ситуацию. Хотя и это странно, ведь режим ЧП ни в целом стране, ни в отдельных регионах не вводился, стало быть никаких юридически безупречных причин для таких ущемлений прав людей не было.
Но самое-то главное: эффективность блокировки оказалась низкой. В ряде случаев — нулевой. Столичные и подмосковные власти не учли того обстоятельства, что реальная жизнь гораздо богаче и разнообразнее их линейных и черно-белых представлений о ней. Есть тысячи ситуаций, которые несмотря ни на что вынуждают пожилых людей передвигаться по мегаполису. Многие пенсионеры работают, причем удаленный режим занятости для них невозможен. Какая удаленка, если ты трудишься вахтером, медсестрой или санитаркой, уборщицей, воспитателем или нянечкой, поваром, курьером
Жизненных обстоятельств, понуждающих к передвижению внутри мегаполиса, множество, и заблокированные соцкарты реальной жизни не указ. Так что пользоваться общественным транспортом обладатели «мертвых проездных» не перестали, превратившись в «зайцев», то есть просто не прикладывая ставший бесполезным документ к валидаторам в трамваях, автобусах и электробусах. Сам я это видел не раз. Редких контролеров они игнорировали, да и контролеры к пожилым людям предпочитали не цепляться — кому нужен скандал, если пенсионеры по сути-то правы!
Да, в метро старики и хроники теперь пройти не могли — железному турникету про то, что едешь на трудовую вахту, не расскажешь, и пропускной аппарат на входе в благородных и нужных целях своего передвижения не убедишь, но система наземного транспорта в столице, к счастью, развита так, что можно добраться из одной точки в другую с двумя-тремя пересадками, пусть и увеличив время на дорогу вдвое. Сам знаю нескольких таких героических стариков и старушек, которые, кляня и костеря на все лады власти, часами ехали к заветной цели, а потом так же долго и упорно возвращались домой.
Ну и для чего, спрашивается, нужно было так изощренно, до глумления издеваться над и без того не слишком здоровыми людьми? Зачем красть у них их самый драгоценный ресурс — время? В чем состояла реальная цель подобной блокировки? Ответ напрашивается один: только для того, чтобы под предлогом санитарно-эпидемиологических мер и якобы заботы о жизни пожилых людей и хронических больных сэкономить деньги в бюджете. Среди владельцев соцкарт тех, кому больше 65 лет, — миллионы, пенсионеров, имеющих хронические недуги, — большинство. Вот они — цель и средство крутануть бабло туда-сюда. Так почему бы их не засадить в домашнюю финансовую тюрьму. Так сказать, без суда и следствия интернировать в санитарном бараке. Замкнуть в возрастном социальном отстойнике…
29 декабря прошлого года, когда открылась масштабная вакцинация от ковида, власть вроде бы пошла на послабления: мол, сделавшим прививки через месяц после введения второго компонента вакцины и появления антител карту должны были разблокировать. И то хорошо, хотя опять непонятно: а почему такая дискриминация в отношении тех, кому прививку по медицинским показателям делать было нельзя? Разделение на достойных и не слишком, на беленьких, о чем свидетельствует особый сертификат, и черных без этой глянцевой бумажки. Какой-то прививочный апартеид получается!
И уж совсем дикая история случилась с пусть и небольшой, но очень заслуженной группой добровольцев, которые привились от вакцины самыми первыми. Проложили другим путь. Рисковали здоровьем. Не думали о возможных последствиях. Я сам еще в октябре прошлого года записался в группу волонтеров 60+, на которых испытывали вакцину Спутник V — чтобы ее можно было колоть и людям старшего возраста. Был в ней самым, если так можно выразиться, молодым. Но большинство среди нас давно перевалило и за 65, и за 70. Самому старшему вообще исполнилось 82 года. Были активные люди, а были и инвалиды — с костылями и на колясках. И каково же было общее удивление, когда выяснилось, что на добровольцев-испытателей разблокировка соцкарт не распространяется. «А вдруг вам вместо реальной вакцины вкололи пустышку-плацебо и у вас не будет антител?» — цинично заявили одному из моих товарищей в столичных органах власти. Дважды он звонил на ковидную горячую линию, и оба раза ему заявляли: «В указе мэра о разблокировании соцкарт об испытателях ничего не сказано».
Несколько месяцев по поводу добровольцев-испытателей спорили два столичных департамента — здравоохранения и транспорта. Положены ли волонтерам льготы в виде бесплатного проезда в общественном транспорте или обойдутся. Чиновники вели переписку, что-то там доказывая и споря. Так ни к чему и не пришли.
Теперь благодаря щедрому подарку мэра вопрос рассосался сам по себе. Спасибо! Хотя, если говорить прямо, это и не подарок вовсе, а возвращение хозяевам того, что у них было бесцеремонно и незаконно отнято…