
О новейших способах диагностики и лечения заболеваний простаты и мочеполовой системы у мужчин, роли искусственного интеллекта, роботизированной хирургии и различных цифровых платформ, а также о самых перспективных экспериментах в этой области специально для «СП» рассказал врач — уролог, кандидат медицинских наук, заведующий урологическим отделением Клинической больницы N 85 ФМБА России Сергей Николаевич Савельев.
«СП»: — Сергей Николаевич, какие новые методы диагностики рака простаты и других мочеполовых заболеваний появились в последние годы?
— В диагностике рака предстательной железы на современном этапе применяется целый ряд методик. Все начинается со взятия крови для определения уровня общего ПСА (простатспецифического антигена).
Этот анализ необходимо сдавать всем мужчинам, начиная с 45 лет. Обычно это происходит ежегодно. Однако, при уровне общего ПСА менее 1, анализ можно сдавать раз в 2 года. Далее выполняется ТРУЗИ простаты (трансректальное ультразвуковое исследование).
При необходимости, берется кровь для определения свободного ПСА для расчета коэффициента, необходимого для принятия решений по дальнейшей тактике, если уровень общего ПСА попадает в серую зону (от 4 до 10 нгмл).
Завершающим этапом диагностики является МРТ (магнитно-резонансная томография) с внутривенным контрастированием. Она позволяет наиболее точно выявить все имеющиеся патологические изменения в органах малого таза, и в частности в простате, доступные для неинвазивных методов диагностики.
При подозрении на онкозаболевание простаты, выполняется биопсия. Это диагностическая операция. Результатом ее является гистологическое заключение, на основании которого диагноз рака простаты подтверждается или опровергается.
«СП»: - Как уже сегодня применяется в диагностике искусственный интеллект и его возможная роль в будущем?
— В основном, искусственный интеллект и различные цифровые алгоритмы сегодня активно внедряются в лучевую диагностику. Эти технологии помогают в обработке больших объемов данных и способствуют повышению точности диагностики, оказывая существенную помощь врачу при анализе и интерпретации получаемой информации, особенно при выявлении болезней на ранней стадии, в том числе заболеваний мочеполовой системы.
«СП»: - Какие современные малоинвазивные методы лечения ДГПЖ (доброкачественной гиперплазии простаты) вы считаете наиболее перспективными?
— Среди методов лечения доброкачественной гиперплазии простаты используется энуклеация предстательной железы — это процесс удаления аденомы предстательной железы вместе с капсулой. Существует несколько методов проведения энуклеации. К современным и эффективным относят лазерную энуклеация аденомы простаты.
Это операция, во время которой доброкачественные ткани, образовавшиеся в предстательной железе, удаляются при помощи лазерных технологий — гольмиевой или тулиевой. Первая применяется чаще всего, так как позволяет иссекать новообразования самых крупных размеров. Вторая используется реже, она обладает более «мягким» воздействием. Также применяются успешно би- и монополярная энуклеация аденомы простаты. Биполярная — проводится с использованием биполярного электрода, а монополярная — выполняется монополярным электродом.
«СП»: - Как изменилось лечение рака простаты с появлением таргетной терапии и иммуноонкологии?
— Рак простаты или предстательной железы является гормонально зависимой опухолью. Её рост провоцирует воздействие половых гормонов.
В лечении рака простаты на сегодняшний день принципиальное значение имеют различные варианты хирургического лечения, в сочетании или в монотерапии с препаратами, позволяющими достичь максимальной андрогенной блокады, которая направлена на предотвращение стимуляции раковых клеток мужскими половыми гормонами.
Используется также лучевая терапия — брахитерапия. Это метод контактного воздействия на опухоль путем внедрения закрытого радионуклидного источника в патологический очаг с помощью специально разработанных видов аппликаторов или игл-интрастатов.
Таргетные препараты позволяют более целенаправленно воздействовать на опухоль, повышая эффективность лечения. Иммуноонкология открывает перспективы для активации иммунной системы против раковых клеток.
«СП»: - Используется ли роботизированная хирургия (Da Vinci) при операциях на простате, и какие у нее преимущества перед традиционными методами?
— Да, используется. Преимущества очевидны — движения инструментов в 3 плоскостях, стереоизображение, удобное положение хирурга во время операции, защита от случайных движений. Все это позволяет оперировать с повышенной степенью точности, бережно обращаться с тканями, снизить вероятность осложнений, что в итоге ускоряет восстановление после хирургического вмешательства и приводит к отличным результатам оперативного лечения.
«СП»: - Как телемедицина и цифровые платформы помогают в наблюдении за пациентами с хроническими урологическими заболеваниями?
— Развитие телемедицинских технологий позволяют пациентам, находящимся вдали от крупных медицинских центров, получить консультацию у ведущих специалистов по поводу своих заболеваний, проводимой терапии, оценить результаты анализов и обследований. При необходимости пациента могут пригласить приехать на очную консультацию, выполнив рекомендованные дополнительные обследования в поликлинике по месту жительства.
«СП»: - Какие экспериментальные методы лечения (например, HIFU-терапия, нанотехнологии) показывают многообещающие результаты?
— Наиболее интересных результатов исследований стоит сейчас ждать от генной инженерии, а также создания «персональных» лекарственных препаратов. Эти исследования уже ведутся и первичные результаты их обнадеживают.
Исследования в области генетической модификации клеток, направленные на борьбу с раком, становятся всё более популярными. Персонализированный подход к лечению основан на анализе ДНК пациента и подборе наиболее эффективных терапевтических стратегий. Генная терапия также рассматривается как потенциальное решение проблем наследственных заболеваний, связанных с урологией.
Если говорить о HIFU — терапии, то этот метод представляет собой неинвазивное лечение опухолей предстательной железы путем фокусировки ультразвуковых волн высокой интенсивности непосредственно на ткани опухоли.
Преимущество метода заключается в минимальном риске осложнений, отсутствии разрезов и быстрой реабилитации.
HIFU активно исследуется как альтернатива традиционной хирургии и лучевой терапии, особенно для локализованных форм рака простаты.
Использование наноструктурных материалов открывает возможность доставки лекарств прямо к клеткам-мишеням, минимизируя воздействие на здоровые ткани. Такие технологии перспективны для таргетной химиотерапии, радиационной терапии и иммунотерапии.
Например, золотые наночастицы могут использоваться для усиления воздействия радиации на опухоль, повышая эффективность лечения.
«СП»: - Какие рекомендации по профилактике мочеполовых заболеваний у мужчин изменились в последние годы?
— Здесь, наверное, я не скажу ничего принципиально нового. Если болит, нужно обратиться к врачу. После 45 лет, даже если самочувствие хорошее, все равно необходимо посетить уролога и пройти диспансеризацию. По результатам получить индивидуальные рекомендации у лечащего врача. Профилактика остается основой поддержания здоровья. Её акценты:
— Скрининговые программы — регулярные проверки у уролога, начиная с возраста 40−45 лет стали еще более важными, благодаря развитию методов ранней диагностики рака предстательной железы (ПСА-тестирование).
— Здоровый образ жизни — важно уделять внимание физической активности, правильному питанию и контролю веса. Избыточный вес и малоподвижный образ жизни увеличивают риски развития урологических заболеваний, включая рак простаты.
— Психоэмоциональный стресс — урологи все чаще рекомендуют своим пациентам избегать длительного стресса, который негативно влияет на гормональный баланс и иммунитет, увеличивая вероятность воспалительных процессов.
«СП»: - Как новые подходы к реабилитации после радикальной простатэктомии улучшают качество жизни пациентов?
— Здесь больше вопрос не к реабилитации, а к повышению качества хирургического лечения, т.к. основная проблема после этой операции — недержание мочи, во многом зависит именно от этого.
Большое подспорье дают современные фармакологические препараты, которые позволяют в значительной мере нивелировать последствия второго частого осложнения — эректильной дисфункции.
Конкретный план реабилитационных мероприятий пациент согласовывает с лечащим врачом и оперирующим хирургом, т.к. он, во многом, индивидуален для каждого пациента.