Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Здоровье / Демография
8 сентября 13:07

Жена — муза или «ресурс» семьи? 5 шагов к честному партнерству в браке

Об опасных стереотипах и сохранении брака говорим с экспертом

3112
Жена - муза или «ресурс» семьи? 5 шагов к честному партнерству в браке
Фото: IMAGO/Zoonar.com/Dmitrii Marchen/Global Look Press

В 2024 году Россия, по данным ВЦИОМ, впервые вошла в тройку лидеров по разводам. И это — исторический максимум. Почему так происходит? О современных представлениях молодоженов друг о друге перед решающим походом в ЗАГС, влиянии соцсетей и здравом смысле мы поговорили с психологом Дарьей Смирновой.

«СП»: Дарья, сегодня многие пары расходятся буквально через год — два после свадьбы. Что с ними не так?

— Прежде всего, важно понимать: современный брак — это не финишная прямая, а старт сложного, но увлекательного марафона. Пары распадаются, потому что молодожены больше руководствуются мифами, а не реальностью. Они радостно готовятся к свадьбе, но, увы, не готовятся к браку.

Читайте также
Росстат продолжает дразнить людей высокими зарплатами, а в стране идут массовые увольнения Росстат продолжает дразнить людей высокими зарплатами, а в стране идут массовые увольнения Обстоятельства изменились — говорят в рекрутинговых агентствах и в отделах кадров предприятий

«СП»: Вспоминается старый анекдот. «Бабушка, почему все сказки заканчиваются свадьбами?» — спрашивает внучка. «Потому что после свадьбы заканчиваются все сказки».. Какие же из мифов, сказочных и не очень, оказываются сегодня наиболее разрушительными?

— Их много, и они часто гендерно окрашены. Для мужчин особенно токсичны мифы вроде «брак — конец свободы», это вообще классика! Мужчина опасается, что его жизнь быстро превратится в череду домашних обязанностей, отчетов о передвижениях и запретов на друзей, хобби и личное пространство. Он до ужаса боится стать «подкаблучником». Или, например, требование «быть главным добытчиком», когда авторитет мужа и отца зависит исключительно от размера его зарплаты.

Еще один разрушительный миф — о «настоящем мужчине», который все проблемы должен решать только сам, как легендарный супермен — слесарь Гоша из «Москва слезам не верит». Что нельзя показывать слабость, усталость, неуверенность или, не дай Бог, делиться переживаниями с женой. Все это ведет к эмоциональной закрытости, росту внутреннего напряжения и ощущению одиночества в браке.

А для женщин ловушкой становятся мифы о мужчинах — волшебниках и «телепатах», когда любимый просто обязан по взмаху ресниц угадывать все ее желания. Но самый короткий путь к разочарованию — убеждение, что любовь может все, даже сделать из мужа какого-то совсем другого, идеального человека из романа или сериала. Что мужа можно «перевоспитать».

Женщина почему-то искренно верит, что уж с ней-то бывший заядлый выпивоха точно перестанет выпивать, ловелас перестанет заглядываться на других женщин, а хронический лентяй встанет наконец с дивана и станет олигархом. А в итоге — все те же грабли и горькая обида. Ведь человек может измениться, только если решит это для себя сам.

«СП»: А как на представления мужчин и женщин друг о друге влияет цифровая среда? Соцсети и приложения знакомств помогают или мешают?

— Цифровая среда — это мощный фактор влияния. И очень коварный. С одной стороны, он позволяет в разы быстрее находить партнеров по интересам и ломать стереотипы. С другой — создает огромные риски.

Например, приложения знакомств превращают поиск партнера в подобие «шопинга», где люди «сортируются» и оцениваются по фото, основным параметрам и короткому био. Это ведет к объективации, когда фокус поиска смещается на внешность и сиюминутное впечатление от фото, и синдрому бесконечного выбора: кажется, что за углом всегда есть кто-то лучше.

Также не секрет, что популярные соцсети целенаправленно искажают реальность. В основном это витрина, где люди выставляют только лучшее и тщательно отредактированное. В бесконечных «сторис» мы видим лишь особенные моменты из жизни других пар — идеальные путешествия, эксклюзивные ужины, подарки «от кутюр». Как правило, их цель — напомнить о себе миру, сообщить о том, что «мы — есть, и у нас все круто!», вызвать зависть. Что у впечатлительных людей может не только рождать нереалистичные ожидания от отношений, но даже заставить почувствовать себя неудачниками на фоне чужой картинки. И вызвать разочарование в реальных партнерах, которые не соответствуют надуманному цифровому эталону.

«СП»: Что же делать? Что в современных реалиях может помочь сохранить семью и не расстаться уже через пару лет после свадьбы?

— Есть несколько ключевых правил для современных пар. Например, очень важно практиковать в семье цифровую гигиену. Договаривайтесь о времени без гаджетов. Помните: соцсети — это только витрина, а не реальность. Делитесь новостями прежде всего друг с другом, а не в мессенджере. Найдите общее дело (спорт, видеоигры, ремонт, кулинарные курсы, совместный блог), и регулярно устраивайте свидания, как в период знакомства. Это очень помогает вернуть романтику.

Постарайтесь стать командой, выступая вместе против проблемы, а не друг против друга. Ваши враги — стресс, недопонимание, быт, а не партнер. Правильная постановка вопроса: «Как нам решить проблему с грязной посудой?», а не «Почему ты опять не вымыл тарелки?».

Ценный опыт — регулярные «семейные советы». Раз в месяц обсуждайте: куда движетесь, что мешает, какие планы. Обстоятельства меняются, как и люди, и важно всегда оставаться на одной волне.

И откажитесь, наконец, от мифа о «второй половинке»! Вы два целых человека, добровольно решившие идти по жизни вместе. Это снимает требования «читать мысли друг друга», быть всегда вместе и испытывать одинаковые чувства 24/7. Вы можете злиться, уставать, нуждаться в одиночестве — и это не угроза браку.

Читайте также
Стройкомплекс уходит в пике - до жилищного кризиса пара лет. И что дальше? Стройкомплекс уходит в пике — до жилищного кризиса пара лет. И что дальше? Застройщикам хочется, чтобы было «по-старому», о новых моделях строительного бизнеса им думать неохота

Научитесь ссориться правильно. Конфликты неизбежны, но конфликтуя, не переходите на личности. Говорите «я"-сообщениями: «Я расстраиваюсь, когда…», а не «Ты всегда…».

«СП»: И последнее. Как вы относитесь к все более популярной ныне идее, что главный «ресурс» современной семьи — это женщина, а не мужчина?

— Еще один опасный стереотип. По сути, это концепция «женщины-органайзера», которая вдруг оказывается эмоциональным и административным стержнем семьи. Что возлагает на нее непосильную нагрузку по управлению эмоциями, бытом и детьми, и в конце концов ведет к выгоранию, депрессии и даже болезням. Да и для мужчины эта удобная, вроде бы, ситуация на самом деле не сулит ничего хорошего. Главный риск для него — это потеря семьи. Когда женщина окончательно выгорает, она уходит. И для мужчины это становится не просто расставанием, а жизненным крахом, ведь он теряет не только жену, но и своего главного менеджера, организатора и эмоциональную опору. Восстановиться после этого крайне сложно.

Все-таки здоровая семья — это прежде всего партнерство, где обязанности и ответственность распределяются по договоренности, а не по гендерным предписаниям. Успешный брак строится не на романтике и не на ресурсах одного человека, а на осознанном выборе быть вместе каждый день, умении договариваться и быть настоящей командой.

Словарь цифровой эпохи

«Информационный пузырь» или «эхо-камера» — ситуация, в которой человек оказывается внутри информационного пространства, где все источники, мнения и новости лишь повторяют и усиливают его собственные взгляды. Вы смотрите одно видео — и алгоритмы соцсетей подбрасывают вам десятки похожих. Так формируются изолированные сообщества, где участники почти не сталкиваются с иными точками зрения и их взгляды радикализируются.

«Менсплейнинг» —термин, описывающий снисходительное объяснение мужчиной чего-либо женщине, нередко на тему, в которой она разбирается даже лучше своего собеседника. Это проявление глубинного стереотипа о мужском превосходстве.

«Феминитивы» (авторка, блогерка) стали идеологическим маркером. Создание новых феминитивов — это попытка сделать женщин более видимыми в языке и обществе, а также отказаться от укоренившихся гендерных стереотипов.

Последние новости
Цитаты
Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Дмитрий Солонников

Директор Института современного государственного развития

Владимир Боглаев

Генеральный директор ОАО «Череповецкий литейно-механический завод»

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня