Любители побаловаться сигареткой, после того как 1 июня в России вступил в силу антитабачный закон, стали чувствовать себя не очень комфортно. Между тем, их усиленно зовут к себе медики.
Уже подсчитали
На самом деле, пройдясь по улицам любого города, как-то не очень заметно, что дымить стали меньше. Наоборот. Раньше это было можно сделать в кафе, с чашкой кофе и комфортом, сейчас видишь вполне приличных людей с сигаретами возле каких-то заплеванных урн неподалеку от ресторанов и баров. В них самих больше насладиться табачным дымом не дают. Даже на открытых верандах запретили это делать. Вот и приходится людям, как каким-то двоечникам, стыдливо прятаться по углам. И от этого, наоборот, кажется, что дымить вокруг стали еще больше.
Тем не менее, в начале недели первый заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко, заявил, что число курильщиков в стране за последние полгода сократилось на семь процентов. Это произошло потому, что ограничили места для курения, а еще потому, что резко снизили производство сигарет из-за повышения акцизов. «Это очень серьезная цифра», — уверен парламентарий.
Еще до заявления Герасименко появились данные ВЦИОМ, согласно которым, некурящих людей в России уменьшилось с 58% в 2013 году до 65% в 2014. А 13% опрошенных заявили, что смогли сами побороть эту вредную привычку. Курят сегодня 35% наших сограждан, тогда как год назад их было 41%.
С момента вступления в силу запрета на курение в общественных местах, т. е. с 1 июня каждый третий курильщик курит только там, где это дозволено. А 14% курящих респондентов сказали, что антитабачный закон их не затронул, поскольку они и до этого в запрещенных местах не доставали сигарет.
Чудеса случаются?
Но как-то слишком просто все получается. Запретили курить и все разом погасили свои сигареты и успокоились? Но ведь так не бывает? Или, все же, чудеса случаются? Вот что говорит заведующий Центром по профилактике и лечению табачной и нехимических зависимостей при Московском научно-практическом центре наркологии Олег Талгатович Кутушев:
— Из ста человек, которые бросают курить самостоятельно, только 5−7 не курят через год, с помощью врачей — 10−15, с помощью специалистов-наркологов — 30−35 человек. А уж просто одним запретом сделать это практически невозможно.
Вообще Олег Талгатович считает курильщиков несчастными, больными людьми, которые нуждаются в помощи. И, даже несмотря на то, что эффект от похода к докторам бывает далеко не всегда, лечиться им нужно обязательно.
Я поинтересовалась у Кутушева, ощутили ли доктора после 1 июня действие закона. Наверное, в их Центре огромный наплыв из желающих избавиться от вредной и ужасной привычки?
— Если говорить честно, то никакого наплыва не было и нет. Лично я не ощутил того, что курить стали меньше. Да и никто этого не заметил. Вот вы заметили? — Тут же поинтересовался Олег Талгатович. И услышав мой отрицательный ответ, продолжил:
— Мне кажется, что не время сейчас рапортовать о каких-то итогах. Делать это рано, а главное, не нужно. За полгода, точно никаких результатов получить невозможно. Двести лет курили и пили, а тут раз в одно мгновение перестали. Так не бывает.
— И самое главное, все должны понимать, что борьба объявлена не с курильщиками, как с таковыми, а с курением. — Заявляет Кутушев. — Самих курильщиков, прежде чем они станут отказываться от вредной привычки, нужно еще лечить от массы заболеваний, что они получили благодаря ей.
— А куда можно обратиться за помощью, если человек решил вести здоровый образ жизни? — Поинтересовалась я.
— Помочь могут и в нашем центре, и в центрах здоровья. (Все адреса можно найти на сайте департамента здравоохранения Москвы. — Ред.) Причем абсолютно бесплатно. В столице открыто 64 центра здоровья, где в том числе, оказывают и такую помощь. Открываются центры здоровья в других городах, регионах при поликлиниках, кроме того действует «Горячая линия» «Здоровая Россия», ее телефон 8−800−200−0-20. Там обязательно подскажут, куда обратиться за помощью, назовут точный адрес ближайшего центра. Его вам могут подсказать и в вашей районной поликлинике. И я согласен, что кроме запретов должны действовать и другие механизмы. Это большая проблема. У нас каждый врач первичного звена, в любой поликлинике ориентирован на то, чтобы связывать все болезни с курением. Курение, повторюсь, — это, в первую очередь, болезнь, а не просто вредная привычка. Конечно, нужно еще отстроить в этом направлении и саму систему здравоохранения, что сейчас и происходит.
— Вы говорите, что курильщики — больные люди. Выходит, что штрафуют теперь исключительно больных?
— Принят закон и его надо соблюдать. И поймите, антитабачный закон направлен не на тех, кто курит, а на тех, кто еще не пристрастился к этой привычке. В обществе к курению должно сложиться однозначное отношение: это неприлично, неудобно. И уже заметно, что среди молодого поколения стало не модно курить. Все меньше курящих среди молодых людей. Поэтому я, например, не понимаю, когда в театре, актеры прямо на сцене начинают курить и делают это в течение всего спектакля. Это прямая пропаганда и лоббирование интересов производителей табачной продукции. А между тем, сам был на таком спектакле. В общем, отправляйте всех курильщиков лечиться.
-Куда к вам можно подъехать?
- Москва улица Остоженка, д. 53А, Московский научно-практический центр наркологии; тел.8(495)245−03−85
Телефон горячей линии 8−800−200−0-200. Здесь определят степень вашей зависимости и подскажут ближайший
Фото: ИТАР-ТАСС/ Сергей Фадеичев