Комментируя слив в теневой интернет персональных данных жителей Московского региона, купивших поддельные справки о вакцинации и ПЦР, судебный юрист Василий Воробьев, отметил, что следственным органам, чтобы как-то использовать эту информацию, придется найти этих людей, связаться с ними, опросить. «Если кто-то сам сознается — будет привлечение к уголовной ответственности», — отметил он.
Ранее стало известно, что на продажу в даркнет были выставлены персональные данные более 500 тысяч жителей Москвы и Подмосковья, купивших поддельные справки о вакцинации.
Как подчеркивает собеседник «Свободной прессы», сама по себе публикация данной информации никакой «автоматической уголовной ответственности» для граждан, чьи данные могут быть обнародованы не несет.
«Информация может быть фейковой и ее необходимо проверять. Помимо того, что будет опрошен сам человек, будут опрашивать тех, кто якобы, или в действительности оформлял сертификат. То есть, следователям необходимо переговорить с врачом, который делал, или не делал прививку, но заносил эту информацию в базу. Также будут проверять медицинское учреждение, в котором была сделана вакцинация. Теоретически возможно и проведение медицинской экспертизы на предмет установления факта — есть ли в организме следы вакцины», — поясняет юрист.
Василий Воробьев сомневается, что правоохранительные органы будут опрашивать всех граждан из списка, но то, что они начнут — сомневаться не стоит, считает он.
«Скорее всего, будет собрана какая-то группа, с которой, по крайней мере, попытаются связаться, потому, что это, так называемые, „легкие палки“ — то есть, когда знаешь, что человек действительно мог совершить преступление и достаточно просто это доказать. В большинстве случаев, в нашей стране человека привлекают к ответственности, если он сам сознается — большинство преступлений раскрывается путем написания явок с повинной. Многие пишут эти явки, чтобы смягчить наказание, отделаться штрафами. В принципе, возможно, когда в выборке из ста человек один-двое могут такую явку написать. А почему бы и нет — под давлением правоохранительных органов, или по рекомендации так называемых „адвокатов по назначению“, которые не совсем помогают людям. Они стремятся побыстрее разобраться с уголовным делом, получить свою оплату и идти дальше. Есть такая категория „защитников“», — предупреждает юрист.
Дача показаний является одним из вариантов доказательств, которые может получить следствие, поясняет Василий Воробьев: «Теоретически, если к „людям из списка“ будет обращено внимание органов, они могут не выходить на связь, не сотрудничать с ними. Если от вас они не получат информацию, и если медицинский работник тоже скажет, что все было сделано по закону, то никакой ответственности никто нести не будет».
Впрочем, если следствию все же удастся что-то доказать, то в отношении этих граждан, может наступать ответственность по части 3 статьи 327 Уголовного кодекса Российской Федерации: «Там есть ограничение свободы до года, либо исправительные работы. Но есть такое понятие, когда преступление небольшой тяжести совершается впервые, без отягчающих обстоятельств, существует возможность изменить наказание на штраф, который зависит от дохода данного гражданина».