В воскресенье, 17 апреля, в Магнитогорске состоялась шестая встреча финала Кубка Гагарина между местным «Металлургом» и столичным ЦСКА. Армейцы победили в овертайме — 3:2. Счет в серии стал равным — 3:3. Теперь все решится в последнем матче, который пройдет 19 апреля в Москве.
Сразу после шестой встречи на вопросы журналистов о количестве травмированных хоккеистов наставники обеих команд — армеец Дмитрий Квартальнов и магнитогорец Илья Воробьев, ответили известной фразой: «В решающих матчах плей-офф играют даже мертвые». «СП» вспоминает, как отечественные хоккеисты продолжали играть и побеждать, несмотря на тяжелые травмы.
Сломанная переносица Коноваленко
В 1970 году вратарь сборной СССР Виктор Коноваленко в игре со шведами на ЧМ-1970, в столкновении с форвардом, получил очень серьёзную травму — перелом переносицы. В ворота встал совсем юный 17-летний Владислав Третьяк, и матч в итоге был проигран — 2:4. Коноваленко же по ходу матча увезли в бессознательном состоянии в больницу. Наложили около десяти швов. Даже суровые тренеры Аркадий Чернышев и Анатолий Тарасов были поражены, когда уже утром Виктор пришел на тренировку, еще не до конца отошедший от наркоза, весь в швах, но уверенно и решительно, заявивший: «Готов работать».
И уже на следующую игру с финнами он выходит на лёд, несмотря на опасность открытия раны. Она и открылась, но Коноваленко — хотя вопрос о победителе был решен к середине игры — охранял свой пост до конца встречи. Сборная СССР в итоге взяла золото турнира, а Виктор Коноваленко потом почти месяц лежал в больнице родном Горьком (сейчас Нижний Новгород).
Тройка русских бойцов против пятерки чехов
Матч СССР-Чехословакия на Олимпийских играх 1976 года в Инсбруке вошел в анналы мирового хоккея не только и не столько лихо закрученной интригой, сколько настоящим мужеством русской тройки игроков — защитников Геннадия Цыганкова и Юрия Ляпкина, а также нападающего Владимира Шадрина.
Тогда после первого периода советская команда «горела» со счетом 0:2. А во второй двадцатиминутке последовало двойное удаление, и сборная СССР на две минуты осталась втроем против пятерки соперников. Тогда и вышла на лед эта тройка. Плюс Владислав Третьяк в воротах. Причем эти игроки провели на льду все две минуты! Этот момент стал переломным в матче. Поскольку было понятно: забьет соперник третью шайбу — все, золото проиграно, выстоит сборная СССР — шансы остаются. Можно представить какое было напряжение. Тройка хоккеистов и Третьяк спасали и спасали. Спасали и спасали.
Не выдержал капитан команды Борис Михайлов. Перегнувшись через борт, со скамейки запасных, закричал:
— Ребята, продержитесь! Только продержитесь! А мы забьем!
И действительно, когда штрафное время истекло, именно Михайлов, отдал блестящий пас своему партнеру Владимиру Петрову, который забросил первую ответную шайбу.
Кажется невероятным, что трое хоккеистов в течение двух минут без замен сумели выстоять против пятерки соперника, который к тому же ведет в счете, а на кону олимпийское золото. Как же удалось выстоять
— Да мы сами не знаем, если честно, как выстояли! — Рассказал «СП» один из той тройки, защитник Юрий Ляпкин — Когда старший тренер Борис Кулагин остановил свой выбор на нашей тройке, это еще было понятно — мы в обороне играли прилично. А вот что он нас продержит две минуты, оказалось сюрпризом. Ну, вы представляете — две минуты втроем! Тут, правда, надо сказать, что Третьяк был для нас фактически четвертым защитником: где-то клюшку подставит, где-то прикроет, пасы перехватывал, прижимал шайбу, чтобы мы отдохнули.
Ну и чехи, честно говоря, испугались. Они поменяли три состава, то есть мы все время играли против свежих хоккеистов. Коленки у них задрожали. Они же тоже понимали — третий гол, и все, уже не отыграешься. Но мне кажется, они и сами не поверили, что могут нас обыграть. И правильно сделали.
Бывший защитник сборной СССР скромно умолчал о том, каких действительно усилий все это стоило.
— Ляпкин не мог через борт перелезть, его ребята в буквальном смысле заносили, — вспоминал в свое время в разговоре с «СП» многолетний врач сборной СССР Олег Белаковский (который, к слову, отвозил и Коноваленко в больницу в 1970 году). — Шадрин лежал без сознания на лавке пять минут, его приводили в чувство нашатырем. А затем вышел и еще гол забил, сравняв счет в матче! Цыганков тоже не выходил несколько смен, потом выяснилось, что у него была трещина в лодыжке и его на другой день срочно отвезли в местную больницу, потому что нога распухла так, что не влезала в ботинок, а тогда он доиграл до конца. Вот так даются большие победы.
Отметим, что сборная СССР переломила игру, победила — 4:3 и взяла золото Олимпиады.
Инфаркт Васильева
Известный защитник времен сборной СССР Валерий Васильев славился своим мужеством, бесстрашием на льду. Его боялись форварды соперников, поскольку он блестяще применял силовые приемы, но был и техничным, забрасывал достаточное количество шайб. И всегда играл до конца, несмотря на травмы. Он ушел из жизни рано, в 62 года, перенеся три инфаркта. Причем первый из них случился на чемпионате мира 1978 года в Праге в решающей встрече с хозяевами, действующими на тот момент чемпионами мира. Это был первый турнир в роли наставника сборной СССР Виктора Тихонова. В последнем матче турнира наша команда должна была обыгрывать чехословаков с разницей минимум в две шайбы.
— Перенапрягся я тогда сильно, — рассказывал сам Васильев. — Лутченко тогда сломался, Цыганков — тоже, и решающий матч с чехами играли в три защитника. Тихонов и Юрзинов отвернулись, мы сами менялись, а нужно было обязательно в две шайбы выиграть. Сердце прилично прихватило. Вернулся в Москву, сделал кардиограмму, врачи ужаснулись: «Да у вас инфаркт был». Но я никому об этом не сказал.
В этом весь Васильев. Никому ничего не сказал. Дело было превыше всего.
Пятерка мужиков команды Знарка
На чемпионате мира-2014 в Минске, сборную России преследовал какой-то злой рок. Травмы шли косяком, одна за другой.
Защитник Андрей Зубарев порезал руку во втором периоде матча с финнами на групповом этапе. Рассечение было таким сильным, что видна была кость, и пришлось зашивать кисть тремя слоями-плоскостями. Уже после турнира сам Андрей рассказал, что мышцы были настолько повреждены, что «их пришлось отрывать и пришивать заново»!
Из-за травмы он пропустил четыре матча и вернулся на лёд только в последней встрече группового этапа с белорусами. Тем не менее, здорово смотрелся в играх на вылет, пусть и получал не так много игрового времени. Почти не выходил на площадку в первом периоде финального матча, но затем удачно заменил в первой паре защитников Максима Чудинова. Когда Зубарев находился на льду, сборная России не пропустила ни одного гола.
Нападающий Артем Анисимов сломал палец уже во втором матче. Пропустил несколько смен, но в итоге вернулся на лёд и сыграл во всех играх на турнире.
— Фалангу сломали. Принимал обезболивающие таблетки, ставили уколы. Утром, конечно, было очень тяжело, но мы все здесь решали одну задачу, — рассказывал «СП» Артём — Я смотрел на ребят, которые играли с порезами рук, с переломом пальца. Мне в такой ситуации оставалось только выходить и играть. Я не имел никакого права отказаться.
— Он настолько мужественный человек, что может играть. Высокий болевой порог. Он играл на команду, понимал, что у нас не так много центральных нападающих. Ему было сложно бросать, сложно выигрывать вбрасывания, но он доиграл турнир до конца, — сказал тогда главный тренер сборной России Олег Знарок.
Анисимов не просто доиграл, а доиграл на высоком уровне, без послаблений, не уходя от стыков и не боясь принять на себя шайбу.
И, наконец, капитан сборной России-2014 Александр Овечкин. Он получил травму ноги в столкновении с немецким нападающим. Выглядело всё страшно, казалось, что Овечкин уже не сыграет на чемпионате, но повреждение оказалось не таким серьёзным, и он пропустил всего один матч. Сам Александр, к слову, признал, что силовой приём соперника был чистым.
— Морально и физически было тяжело после травмы. В первую очередь пытался привыкнуть к наколеннику. Пытались сделать очень много, разные вещи, делали тейпинг и всё остальное. Но я смотрел на ребят, которые тоже играли с травмами. Я не имел никакого права отказаться, — признался тогда Овечкин.
В итоге именно гол капитана помог сборной России сравнять счёт в финальном матче с финнами. Команда выиграла золото, в том числе и потому, что каждый выходил и делал свое дело, несмотря на боль.