Допинговые скандалы и постоянно меняющаяся ситуация по поводу выступления сборной России на летней Олимпиаде-2016 в Рио-де-Жанейро стала одной из главной тем последних месяцев. Даже сейчас ситуация в ряде моментов остается все еще неясной. Хотя понятно: самое страшное, что теперь ждет нашу команду — это еще одно сокращение участников. Но принципиальное решение было принято 24 июля — сборная России, пусть и в усеченном составе, но в Рио выступит. Кстати, о том, что крайних мер принято не будет, «СП» сообщила первой еще 21 июня, когда в разгаре был Евро-2016 по футболу.
Вот и сейчас «СП» представляет материал о ситуации, которая сложилась на данный момент в российском и мировом спорте, какая и между кем идет борьба и что следует ожидать в будущем.
Блестящий ход главы МОК
Сразу скажем о главном: вся эта почти двухлетняя возня (если брать за точку отсчета декабрь 2014 года, когда вышел первый фильм немецкого журналиста Зеппельрта и даны показания бывшей российской легкоатлетки Юлии Степановой), связана только с двумя вещами: борьбой за власть и деньгами. И борьба эта, если отбросить всяческих примкнувших небольших организаций и журналистов — между верхушкой МОК и Всемирным антидопинговым агентством (WADA). А Россия в широком спортивном смысле оказалась не в том месте и не в то время. И во многом по собственной вине. Но это другая тема, а пока поподробнее, что в итоге стоит за решением, который принял МОК.
Напомним, что Всемирное антидопинговое агентство (WADA) после публикации доклада Ричарда Макларена требовало убрать всех российских спортсменов из всех международных соревнований. Но исполком МОК решил, что тотального запрета не будет.
Полностью решением Международного олимпийского комитета о частичном допуске нашей сборной на Игры-2016 недоволен никто. Но все понимают, что каждая сторона конфликта получила от МОК какие-то уступки.
Глава МОК Томас Бах умело вывел свою организацию из-под удара, не разругавшись с Россией и переложив всю ответственность на международные федерации.
Кстати, любопытный момент: Национальный олимпийский комитет (НОК) США поддержал решение МОК по поводу российских атлетов, а Макларен представляет антидопинговое агентство США (USADA), которое и выступило главным инициатором отстранения. То есть, даже на уровне мощной спортивной державы разногласия и борьба налицо.
Страдают отдельные спортсмены, но не команда
Если коротко, то суть вердикта МОК по поводу России следующая: всё решают федерации (затем, правда, пришлось создавать в виде фильтра еще и пресловутую тройку, которая имеет право корректировать список — «СП»); на Игры не допускаются российские атлеты, которые хотя бы раз были уличены в применении допинга, даже если это было много лет назад, а спортсмен уже отбыл наказание.
Из-за этого Россия уже потеряла некоторых пловцов тяжелоатлетов, гребцов, велосипедистов. Хотя и здесь, особенно в отношении некоторых пловцов и гребцов, ситуация до конца еще не прояснилась.
Кстати, Бах рекомендовал, причем убедительно, международным спортивным объединениям по возможности разрешать заменять ОКР и национальным федерациям России так называемых «грязных» атлетов «чистыми».
Многие, в основном сами спортсмены и представители вышеупомянутых федераций, стали возмущаться и говорить о «двойном наказании». И их понять можно. Но пожертвовав отдельными людьми, своим тонким ходом Бах, по-существу, помог России сохранить команду в целом.
«Стукачей» не любят нигде
И еще в одном Бах, если можно так выразиться, потрафил России. Принимая решение о не допуске тех, кто когда-либо употреблял допинг, сломав планы и судьбы отдельных спортсменов, он отцепил от Игр ту самую Юлию Степанову. И опять это было сделано изящно, грамотно и законно. Обратимся к официальным документам. В изложении это выглядит так.
Исполком МОК изучил заявку российской легкоатлетки Юлии Степановой на участие в Олимпийских играх 2016 года в качестве «нейтрального атлета». Так как госпожа Степанова отказалась участвовать в Олимпиаде как член сборной России, исполком МОК был вынужден рассмотреть вопрос, насколько возможно в ее отношении исключение из правил Олимпийской хартии. Поскольку вопрос имеет важные этические аспекты, исполком МОК запросил совет у комиссии МОК по этике. Та заслушала Степанову, а также представителей ИААФ (Международная федерация легкой атлетики) и ОКР.
Основой заявки госпожи Степановой служила ее роль информатора в отношении манипуляций антидопинговой системой и коррупции в Московской антидопинговой лаборатории, Всероссийской федерации легкой атлетики и ИААФ. Что происходит дальше? Комиссия МОК по этике аплодирует вкладу г-жи Степановой в борьбу с допингом. В то же время отмечает вовлечение г-жи Степановой как минимум на протяжении последних пяти лет в эту допинговую систему и момент, когда она стала информатором, который наступил после того, как система перестала ее защищать после положительной допинг-пробы, за которую ее наказали первичной дисквалификацией.
Внимательно изучив аргументы, комиссия по этике дала следующую рекомендацию исполкому МОК:
«Г-жа Степанова действительно внесла своими свидетельствами и заявлениями вклад в защиту чистых спортсменов, фейр-плей и целостность спорта, но правила Олимпийской хартии в отношении Олимпийских игр противоречат признанию ее статуса нейтрального атлета. Более того, санкции, которым она подвергалась, и обстоятельства, при которых она перестала употреблять допинг сама, не удовлетворяют этическим критериям спортсмена для участия в Олимпийских играх».
А в концовочке шла шикарная издевка:
«Однако исполком МОК хотел бы выразить признательность вкладу г-жи Степановой в борьбу с допингом… МОК приглашает г-жу Степанову и ее мужа на Олимпийские игры 2016 года в Рио.
Также МОК готов поддержать г-жу Степанову для того, чтобы она продолжила карьеру и в перспективе присоединилась к Национальному олимпийскому комитету".
Шедевр! Браво Баху & Co.
WADA тут же выразило свое негодование по поводу этого решения. Впрочем, о судьбе этой организации и дальнейшей войне с ней в другом материале. Тем более что в минувший вторник на очередном заседании МОК уже многие главы НОК, в том числе и Александр Жуков, выступили против WADA, призвав даже заменить ее на другую организацию. И для этого тоже есть свои причины.
Россия нужна руководству МОК, и в первую очередь Баху
Дело в том, что в 2017 году будут проходить выборы президента МОК. Естественно, Бах очень хочет продлить срок своих полномочий. Успех предвыборной кампании зависит от многих причин.
Не допусти сейчас Бах сборную России на Олимпийские игры, он получил бы расположение некоторых членов руководящего состава МОК. И в первую очередь, конечно, боссов от WADA.
Но в следующем году ему, как раз это и припомнили бы. Причем примерно в такой редакции: «Бах! Ты не допустил Россию. Олимпийское движение из-за этого в кризисе! Ты обязан был нас убедить, что Россию необходимо допустить на Игры, иначе не миновать раскола в Олимпийском движении. Раз ты нас не убедил, то ты — плохой руководитель! Не стоит тебя переизбирать!»
В данный момент Бах не просто допускает Россию. Возможно, он симпатизирует России. Однозначно — ратует за единство Олимпийского движения. Но главное — он набирает дивиденды в предстоящих в следующем году выборах. Ведь большой спорт — это бизнес и прибыль, которую многие потеряли бы из-за отсутствия российских атлетов.
И последнее. По нашей информации, Бах раздавал козыри направо и налево. Он пообещал устроить проблемы России. А быть может, даже и не допустить российскую команду на зимние Олимпийские игры-2018 в Корее, и замолвить слово, чтобы у нас отобрали зимнюю Универсиаду -2019 в Красноярске.
Как все крупные руководители, Бах в определенной мере - конъюнктурщик. И держит, как говорят, нос по ветру. Ведь даже глава WADA Крейг Риди многократно менял свое мнение: от категоричных требований отстранения сборной России от Рио до заявления, что он не представляет Олимпийское движение без российских спортсменов!
Но как только Бах покритиковал WADA, то Крэйг Риди тут же показал зубы и предупредил, что подшефная ему организация чуть ли не в день открытия Олимпийских игр в Рио объявит очередную серию «старых-новых» положительных допинг-проб.
Борьба в большом спорте еще не завершилась. Она будет продолжаться.