Нынешние Олимпийские игры впервые проходят в Южной Америке. Таким образом, единственным континентом, где их еще не было, остается Африка. Но если бы Бразилия принимала решение о подаче заявки на Олимпиаду сегодня, то наверняка оно оказалось бы отрицательным. Страна находится в острейшем политическом и экономическом кризисе. Достаточно сказать, что подвергнутая импичменту президент Дилма Русеф на «Маракане» так и не появилась, предпочтя смотреть телетрансляцию церемонии открытия в своей резиденции, а незадолго до начала торжеств полиция слезоточивым газом разогнала акцию противников Олимпиады в парке перед стадионом.
Организаторам пришлось экономить буквально на всем. Естественно, и на церемонии открытия тоже. Она обошлась в 20 миллионов долларов, что дешевле даже уже легендарной свадьбы сына нашего олигарха Михаила Гуцериева, только московская часть которой, по информации СМИ, обошлась в 20 миллионов евро. Главной темой церемония была экология. Все 207 команд-участниц посадили по саженцу дерева в специальные капсулы. Чаша же для олимпийского огня сделана маленькой специально для того, чтобы сократить выбросы в атмосферу.
Парад спортсменов традиционно открыли греки, как потомки основателей олимпийского движения. Потом на дорожку вышли команды. Знаменосцами были звезды мирового спорта — теннисисты Рафаэль Надаль и Энди Маррей, пловец Майкл Фелпс, легкоатлетка Шэлли-Энн Фрейзер-Прайс. Российский флаг нес олимпийский чемпион Лондона, участник шести Олимпиад волейболист Сергей Тетюхин. Интересно, что есть традиция в момент прохода сборных по стадиону показывать известных болельщиков, коими, как правило, являются руководители государств. Так вот, итальянцев приветствовал премьер Ренци, американцев - госсекретарь Керри, литовцев -президент Грибускайте, а россиян — бизнесмен Михаил Куснирович, снабжающий нашу команду одеждой.
Сценаристы открытия Олимпиады заслужили твердую «двойку» за то, что на буквально культовой для футбольного мира «Маракане» никак не были представлены футболисты. Легендарный Пеле после операции на бедре не может вести активный образ жизни, единственный четырехкратный чемпион мира по футболу Марио Загалло прикован к инвалидной коляске, а героев недавнего прошлого типа Роналдо, видимо, решили не беспокоить. До церемонии сообщалось, что огонь зажжет теннисист Густаво Куэртен, однако он только занес факел на стадион. Честь зажечь чашу выпала мало кому известному марафонцу Вандерлею Кордейру ди Лиме.
Вообще, открытие Олимпиады как бы подчеркнуло не только внутренние бразильские кризисы, но и кризис всего олимпийского движения. То, что оно переживает не лучшие времена, очевидно хотя бы потому, что российская пловчиха Юлия Ефимова ждала допуска на соревнования до последнего часа, живя отдельно от спортсменов и снимая бассейн для тренировок, потому что у нее не было допуска в олимпийскую деревню. В итоге благодаря решению Спортивного арбитража о необоснованности повторной дисквалификации атлетов, которые уже отбыли ее за употребление допинга, допуск к соревнованиям она получила. Но это решение было принято только в четверг вечером и, например, российский велосипедист Ильнур Закарин просто не успел физически приехать в Бразилию к старту шоссейной гонки.
В Рио-де-Жанейро президент МОК Томас Бах неоднократно говорил о реформе WADA и изменению антидопинговой политики. Ведь сейчас, скажем, борцы с допингом заявляют, что выявлено множество положительных проб у участников Олимпиад в Пекине и Лондоне. При этом фамилии практически не называются, а между тем подобная ситуация приведет к пересмотру итогов игр и перераспределению медалей. А это означает, что никакого чистого спорта нет. Есть практика вручения медалей под гимн страны, а потом их тихого изъятия и передачи другим спортсменам в кабинетах спортивных чиновников спустя восемь лет после игр.
Секретность вообще стала фирменным стилем WADA. Никто не видел списков спортсменов, якобы употреблявших запрещенные препараты, из доклада Макларена, но часть российских спортсменов не поехали в Бразилию ровно по этой причине. Забывается уже, что спорт существует не для спортивных чиновников, а для болельщиков, которые имеют полное право знать результаты допинг-тестов спортсменов.
Из-за этого системного кризиса олимпийское движение начинает проигрывать коммерческим лигам по популярным видам спорта. НБА, НХЛ, Евролига в баскетболе, Мировая лига в волейболе и другие уже обходят по популярности и успешности Олимпийские игры, наводненные теми видами спорта, которые мы смотрим раз в четыре года — стрельба, гребля, хоккей на траве, современное пятиборье. При этом того же футбола, считайте, на Олимпиадах нет, единственный участник турнира в Бразилии, чье имя известно всем болельщикам, это Неймар. Да и вообще традиционного рейтинговые игровые виды чувствует себя на олимпийских турнирах не очень хорошо в силу их скоротечности, а, значит, низкой представительности.
В Бразилии остро встала проблема низкой популярности соревнований, то есть неохотной покупки билетов. Связано это, возможно, и с экономическими проблемами. Туристы тоже не оправдали ожиданий, отказавшись от поездки то ли из-за вируса Зика, то ли из-за неблагополучной криминогенной ситуации в Рио.
В итоге получается, что олимпийское движение не приносит необходимых доходов, поэтому существует за счет спонсорских средств и других поступлений, распределяемых спортивными чиновниками по своему усмотрению. Таким образом, именно спортивные бюрократы стали основными героями олимпийских новостей. Поэтому вслед за борьбой с допингом реформировать придется довольно многое. Уже сейчас, например, расширяется количество видов спорта, представленных на играх. В Рио дебютируют регби-7 и гольф, а на следующей Олимпиаде в Токио настанет пора карате, серфинга, скалолазания и скейтбординга.
Что же касается российских перспектив в Рио-де-Жанейро, то, конечно, мы из-за дисквалификаций некоторых медалей недосчитаемся. Правда, в той же легкой атлетике шансы на золото были только у Елены Исинбаевой и Сергея Шубенкова, возможно, одна-две медали ждали нас в тяжелой атлетике. Однако главными видами для нас остаются художественная гимнастика и синхронное плавание, во всем остальном придется выдерживать возрастающую с каждой Олимпиадой конкуренцию. Тем ценнее будут медали тех борцов, боксеров, стрелков, велогонщиков и тем более пловцов, которые буквально с кровью выбивали олимпийские лицензии.
Выступать нашим спортсменам придется без ценных наставлений министра спорта Виталия Мутко, лишенного олимпийской аккредитации. Его, пожалуй, единственного из не допущенных в Бразилию россиян совсем не жалко.
Всего же в Рио будет разыграно 306 комплектов наград представителями 207 команд, в том числе впервые участвующих спортсменов из Косово и Южного Судана, а также удостоенной особого внимания Томаса Баха команды беженцев, в которую входят атлеты из Сирии, ДР Конго, того же Южного Судана и других неблагополучных стран.
Самой юной участнице Олимпиады непальской пловчихе Гаурике Синх всего 13 лет, а самой возрастной коннице Джули Браугхэм из Новой Зеландии 62 года. Но меня поражает история другой возрастной участницы, а именно гимнастки Оксаны Чусовитиной. 41-летняя спортсменка выступает за Узбекистан, первой же ее Олимпиадой стали игры 1992 года в Барселоне, где она взяла золото, выступая за сборную СНГ.
Так что болеть любителям спорта есть за кого. Главное, чтобы они следили за соревнованиями, а не утечками из кабинетов спортивных бюрократов.