Александр Андреевич Проханов — известный советский и российский писатель. Александр Андреевич — политический и общественный деятель. Он член секретариата Союза писателей России. Главный редактор газеты «Завтра». Лауреат премии Ленинского комсомола (1982).
Ранние годы и образование Александра Проханова
Александр Андреевич Проханов родился 26 февраля 1938 года в Тбилиси.
Как сообщается в биографии Александра Проханова в Википедии, его предки, молокане, ушли из Тамбовщины и Саратовской губернии в Закавказье. Его дед Александр Степанович Проханов был молоканским богословом и приходился родным братом Ивану Степановичу Проханову, — основателю и руководителю Всероссийского союза евангельских христиан (1911−1931) и вице-президенту Всемирного баптистского альянса (1911−1928). Дядя А.А. Проханова, учёный-ботаник, остался в СССР после эмиграции И.С. Проханова, был репрессирован, но затем освобождён.
В 2013 году, давая интервью «Русскому вестнику», Александр Андреевич Проханов рассказывал о своем детстве:
«…родившись 26 февраля 38 года, через три недели вернулся в Москву, где проживали мои родители. Поехали рожать в Тифлис, потому что это родовой город моих пращуров-молокан. Там были молоканские слободы, и моя бабка решила, что рожать меня нужно в тепле, а не в лютой февральской Москве. Там я и родился в доме, который принадлежал моему прадеду Титу Алексеевичу Фефелову, который он купил, разбогатев на Военно-грузинской дороге, где он был ямщиком — гонял тройки, держал ямы. Туда он буквально спустился с гор — из молоканских деревень, из Ивановки — и сел на облучок. А тогда шли непрерывные русско-турецкие войны, и всё время требовалось перевозить фураж, офицеров, всевозможные грамоты, депутации. Однажды он вёз Великого князя и так ловко его промчал, и так ловко его забавлял по дороге — уж не знаю чем: может, песни пел или рассказывал всякие истории — что, когда он догнал свою тройку до Тифлиса, Великий князь подарил ему перстень: изумруд, окружённый небольшими бриллиантами. Этот перстень до сих пор находится у меня в семье: это моя семейная реликвия».
Александр Проханов учился в московской школе № 204. И опять, вспоминая школьные годы, Александр Андреевич рассказывал:
— Моя школа № 204 находилась около Минаевского рынка и Миусского кладбища. Она была построена на месте огромного кладбища при монастыре, который назывался «Всех скорбящих Радость», или Скорбященский монастырь. Когда мы сажали дерева, рыли ямы на нашей территории, вдруг проваливались в склепы, в могилы, а из этих могил на нас смотрели скелеты: некоторые — с золотыми коронками, были чиновничьи пуговицы с орлами и иногда даже ордена. И однажды, по-моему, в седьмом классе, строя футбольное поле и вырывая ямы для ворот — для штанг, мы отыскали череп и, достав его, мы, естественно, решили поиграть им в футбол. И мы гоняли этот череп с воплями и ахами, а потом он куда-то делся. Кажется, опять закопали в ту яму, куда вогнали эту штангу.
Спустя много лет, когда я увлёкся Николаем Фёдоровым и стал искать на плане кладбища местонахождение его могилы, она, как мне показалось, практически совпала с расположением той ямы, откуда мы вытащили череп. И, наверное, это было не так, наверное, это был другой череп, а, может, и тот же самый. И, может быть, я семиклассником гонял в футбол черепом нашего мистика Николая Фёдорова, чьё учение я очень остро воспринял и до сих пор считаю себя его учеником. Весь этот русский космизм в его развитии для меня ассоциируется с Фёдоровым — с его идеей о воскрешении из мёртвых, с Федоровским учением о кладбищах. И я, таким образом, своеобразно воспринял учение о кладбищах. Таким образом, я, наверное, «пытался воскресить» Фёдорова. И он меня извинил, потому что всё остальное время под этой луной я посвятил идее преодоления смерти — воскрешению, будь то страны, эры, эпохи, милые моему сердцу люди, ближние, предметы, книги и тексты.
После школы Александр Проханов поступил в Московский авиационный институт, который окончил в 1960 году. Но проработав два года инженером, Александр почувствовал, что это занятие не для него.
Два года — с 1962 по 1964 — Александр Андреевич был лесником в Карелии, водил экскурсии в Хибины и участвовал в раскопках в Туве. Тогда же познакомился с творчеством Владимира Набокова и Андрея Платонова.
Как утверждал Проханов, в нем «бродили гуманитарные энергии». Круто изменив свою жизнь, Александр Андреевич считает, что это был «радикальный» поступок: «В моей жизни такой поступок был повторен, может, только ещё один раз — в период перестройки, когда я выбрал такую радикальную тотальную оппозицию Горбачёву и сломал все предшествующие отношения. Два раза я ломал таким образом свою жизнь».
Карьере Александра Проханова в журналистике
Вернувшись в цивилизацию, Александр Андреевич Проханов, как он говорил, ощущал себя наполовину диссидентом. Он посещал эзотерические кружки, которые фактически находились в тотальной конфронтации с реальностью, со строем государства.
Александр Проханов начал печататься в 1962 году, рассказы и очерки публиковались в «Литературной России», «Кругозоре», «Смене», «Семье и школе», «Сельской молодежи».
С 1968 года Проханов начал работать в газете «Литературная Россия» на постоянной основе и почти сразу же молодого журналиста послали на остров Даманский. В биографии Александра Проханова говорится, что он первым в 1969 году описал в репортаже события на Даманском во время советско-китайского пограничного конфликта.
Александр Андреевич Проханов вспоминал, как он был потрясен такими внезапными переменами в своей жизни: «…Даманский бой заставил меня переосмыслить всё: историю, мою роль. Тогда я впервые почувствовал величие и трагизм государства. Тогда говорили о возможной большой войне Советского Союза и Китая. И я встроился в эту железную струю государственной идеологии. Потом много лет носился по заводам, стройкам, рудникам от Северного полюса до Южного, потом оседлал советскую атомную триаду: походы на лодках в Антарктику, полёты над полюсом, барражирование с мобильными ракетными системами, семипалатинский взрыв. Потом — многократные поездки в Афганистан. Горячие точки, практически все войны, которые вела Красная империя перед тем, как пасть, это были мои войны. Все континенты: Ангола, Мозамбик, Эфиопия, Кампучия, Никарагуа, Афганистан. Потом эти войны как-то совершенно логично перетекли в войны на территории моей страны. И тоже практически все: Карабах, Приднестровье, Абхазия. Все эти бесчисленные драмы, эти две революции: одна революция 1991 года, или контрреволюция, и восстание 1993 года, две Чеченские войны — и вот так я докатился до этих дней — не знаю, когда они оборвутся. Живу такой бешеной жизнью».
В 1972 году Александр Андреевич Проханов был принят в Союз писателей СССР. В 1985 году Проханов стал секретарем Союза писателей РСФСР.
С 1986 года Александр Андреевич активно публиковался в журналах «Молодая гвардия», «Наш современник», а также в «Литературной газете». С 1989 по 1991 год Проханов работал главным редактором журнала «Советская литература». Являлся членом редколлегии журнала «Советский воин». В КПСС не состоял.
В 1990—1993 году Александр Андреевич Проханов был главным редактором собственной газеты «День».
Приход Александра Проханова в политику
Когда в 1986 году Александр Проханов увидел, что его государство олицетворено Горбачёвым, он порвал с ним радикально и стал политическим деятелем, опубликовав резкую антиперестроечную статью «Трагедия централизма». Вокруг Александра Проханова, как он сказал, «завертелись вихри — и враждебные, и дружественные, и это сделало меня другим человеком».
В 1990 году Александр Проханов подписал «Письмо 74» *.
В декабре 1990 Александр Андреевич Проханов создал газету «День», стал ее главным редактором. 15 июля 1991 года газета опубликовала «антиперестроечное» обращение «Слово к народу». Газета «День» была одним из самых радикальных оппозиционных изданий России начала 1990-х годов, но была запрещена Министерством юстиции после октябрьских событий 1993 года. В газете «День» антиконституционные действия президента Ельцина назывались государственным переворотом
В 1991 году, во время выборов президента РСФСР, Александр Проханов был доверенным лицом кандидата генерала Альберта Макашова. Во время августовского путча Александр Андреевич был на стороне ГКЧП.
На президентских выборах 1996 года Александр Андреевич Проханов поддерживал кандидата от КПРФ Геннадия Зюганова.
В июле 2012 года Владимир Путин издал указ, в котором утвердил членов Совета по общественному телевидению. Проханов был включен в его состав.
Александр Андреевич Проханов — председатель и один из учредителей Изборского клуба — сообщества экспертов, изучающих внутреннюю и внешнюю политику России. Александр Проханов — член Общественного совета при министерстве обороны РФ, является также заместителем председателя этого Совета.
Александр Андреевич стал соучредителем Международной литературно-медийной премии имени Олеся Бузины.
Александр Проханов награжден орденами Трудового Красного знамени, Дружбы народов, Знак Почета, отличительным знаком «За службу на Кавказе».
Книги Александра Проханова
В 1971 году Александр Андреевич Проханов опубликовал первую книгу «Иду в путь мой» о русской деревне. Ее проблемам Проханов посвятил и книгу «Неопалимый цвет» (1972).
В начале 1970-х годов Проханов опубликовал ряд рассказов: «Жестяная птица», «Красный сок на снегу», «Двое», «Стан 1220», «Машинист транссибирской» (все — 1974), «Огненная купель» (1975). В 1974 году вышел второй сборник повестей и рассказов Александра Проханова «Желтеет трава».
В 1975 году был опубликован первый роман писателя Проханова «Кочующая роза», посвященный его впечатлениям от поездок по Дальнему Востоку и Сибири. Затем вышли книги Александра Проханова: «Время полдень» (1977), «Место действия» (1979) и «Вечный город» (1981).
По мотивам одноименного романа Александра Проханова в 1983 году режиссером Анатолием Граником был снят двухсерийный художественный фильм-мелодрама «Место действия», поставленный на киностудии «Ленфильм».
В начале 1980-х годов Александр Андреевич Проханов обратился к жанру военно-политического романа, написал романы: «Дерево в центре Кабула» (1982), «В островах охотник…» (1983), «Африканист» (1984), «И вот приходит ветер» (1984). Также в 80-е годы вышли повести Проханова: «Адмирал» (1983), «Светлей лазури» (1986), «Знак Девы» (1990) и другие.
Тема Афганистана отражена в романах «Рисунки баталиста» (1986) и «Шестьсот лет после битвы» (1988).
Среди заметных рассказов и новелл советского периода у Александра Проханова выделяют следующие произведения: «Полина» (1976), «Незримая пшеница», «По лунному лучу», «Снег и уголь» (все — 1977), «Седой солдат» (1985), «Оружейник» (1986), «Караван», «Родненький», «Мусульманская свадьба», «Кондагарская застава» (все — 1989) и др. За рассказ «Мусульманская свадьба» Проханов получил премию им. А.П. Чехова, говорится в биографии Александра Андреевича на сайте РИА «Новости».
После распада СССР из-под пера Александра Проханова вышли романы «Последний солдат Империи» (1993), «Красно-коричневый» (1999), «Чеченский блюз» (1998), «Идущие в ночи» (2001), «Господин Гексоген» (2001).
Опубликованный в 2002 году роман Проханова «Господин Гексоген» стал сенсацией и был удостоен литературной премии «Национальный бестселлер». Книга, описывающая взрывы домов в 1999 году, как результат заговора власти с целью ее передачи от дряхлого Истукана молодому Избраннику, вызвала, в частности, такие отзывы:
«Через совписовскую и одновременно галлюцинаторную прозу Проханова неистовствует репрессированное политически, но притаившееся в языке, архитектуре, музыке имперское „советское“: Красная площадь, тело Ленина, сталинские проспекты и высотки, песни Пахмутовой и возможность ловить бабочек на берегах Рио-Коко. Проханов — единственный сохранившийся у империи ретранслятор, способный текстуально передать эту мощь» (Лев Данилкин).
«Ландшафт Проханова — не ностальгический (совимперский), а футуристический. Те, кто полагал, что прохановская идеальная Аркадия — это бесконечная галерея иконных окладов, захватанных кумачовых лозунгов и полуистлевших ценников из захудалого сельпо, прочитав „Господина Гексогена“, будут потрясены его мощнейшим техногенным пафосом» (Иван Куликов).
По мнению Захара Прилепина, «Господин Гексоген» в 2001 году «взломал» литературную ситуацию: «Тогда литература находилась во власти либеральной общественности, которая не пускала на книжные полки „негодяев“ вроде меня. Благодаря Проханову получили путевку в литературу не только я, но и Михаил Елизаров, Сергей Шаргунов и другие писатели со взглядами левого толка».
«Господин Гексоген» стал последней книгой серии «Семикнижие» Александра Проханова. Главный герой этих книг — генерал Белосельцев, обладающий уникальным опытом видения и созерцания.
В «Семикнижие» входят романы Проханова: «Сон о Кабуле», «И вот приходит ветер», «В островах охотник», «Африканист», «Последний солдат империи», «Красно-коричневый» и «Господин Гексоген».
В 2011 году вышли книги Александра Проханова «Путин, в которого мы верили» и «Русский». В 2012 году литератор издал «Поступь русской победы», что указало на появление нового жанра в творческой биографии Проханова.
В 2014 году автор написал роман «Крым». Герой книги Александра Проханова отождествляется с новой жизнью полуострова, которая началась у Крыма после присоединения к России. В 2016 году вышла книга «Новороссия, кровью умытая». Роман стал своеобразной летописью последних событий в стране. В феврале 2018 года Украина опубликовала список книг, запрещенных на ввоз из России. В него попал роман Проханова «Новороссия, кровью умытая».
В последние годы были также опубликованы романы Александра Проханова «Востоковед» (2016), «Губернатор» (2016), и другие.
В 2017 году вышли новые книги Проханова «Русский камень» и «Убить колибри».
По сценариям и произведениям Проханова были поставлены фильмы: «За все заплачено» (1988), «Шурави» (1988), «Ущелье Духов» (1991), «Охотники за караванами» (2010), «Убийство городов» (2016).
Александр Андреевич Проханов — лауреат многих литературных премий: «Бунинская премия» (2009), Всероссийская литературная премия имени Н.С. Лескова «Очарованный странник» (2011), премии «Белые журавли России» с формулировкой «За вклад в российскую мировую литературу» (2013) и других.
Стиль писателя Проханова называют оригинальным, колоритным, подчеркнуто индивидуальным. Язык Проханова, как полагают многие критики, изобилует яркими метафорами, оригинальными, цветистыми эпитетами, персонажи выписаны выпукло, наглядно, с обилием деталей, само описание имеет ярко выраженную эмоциональную и даже страстную окраску, чётко прослеживается отношение автора к тому или иному персонажу.
По мнению писателя Юрия Полякова, Проханова воспринимают только как главного редактора газеты «Завтра», но по эстетике Александр Проханов постмодернист, а по направлению, по идеологии — имперский писатель, и это достаточно редкое сочетание.
Взгляды и цитаты Александра Проханова
«Я два раза в жизни испытал ужас. Первый раз в 1991 году, когда погибла моя страна, я испытал ужас, не страх, а ужас. Ну страх вообще мы испытываем… Вот идешь, скользко, не упади… А вот такой мистический, кромешный, вселенский ужас, когда всё во мне орало и глаза вываливались из глазниц, — это в 1991 году. Кошмар. И второй раз, конечно, в 1993 году, когда всё погибло, и мне казалось, что за мной гонятся не люди в черной униформе, в масках, а бесы», — рассказывал Александр Проханов в интервью Сергею Шаргунову в «Свободной прессе».
«Я себя представляю огромной крысой величиной со слона. У меня такой длинный скользкий чешуйчатый хвост, и такое розовое рыльце, нюхающее всё, и такие белые седые усы, и такая очень острая колючая пасть с резцами. И вот эта крыса прогрызает все тверди. Она всё грызет, грызет и протачивает куда-то ход. Если бы я был бабочкой, я бы никуда бы не долетел, понимаешь? Я сел бы на цветке, и, дожидаясь зимы, уснул. Я — крыса, которую ничто не берет. Есть, говорят, крот истории, — есть такое выражение? Вот я крыса истории, я ее прогрызаю каждый раз».
«…я бы его (Ленина) никогда не отдал, я бы оставил его в недрах русской цивилизации, потому что Ленин положил начало красному веку — веку, который сотряс этот усталый ветхий мир».
«Сталин — это великий русский монарх. Одержав мистическую победу, он стал ещё и помазанником».
О событиях на Украине Александр Проханов говорил, что вся украинская реальность — финансовая, политическая — она представляет из себя нарастающий хаос: «Мы видим падение Украины. Кто-то может радоваться, кто-то может ликовать, но наблюдатель, знающий падение царств, видит, что падает украинское царство, не успев сформироваться, как государство. Оно летит в пропасть».
В ноябре 2014 года суд обязал «Известия» опровергнуть статью Александра Проханова «Певцы и подлецы» от 17 августа. В статье содержалась информация о том, что Андрей Макаревич дал концерт на Украине перед украинскими военнослужащими, «которые сразу же после концерта отправились на позиции и из тяжелых гаубиц долбили дома, школы и госпитали Донецка, разрывая на части донецких девочек».
О советском периоде: «…Это моя жизнь, это жизнь моей матери, умирая, она сказала, что это была великая эпоха, смысл советского периода в одержании победы — не военной и геополитической победы. Это, по существу, как Второе пришествие Христа, потому что, если бы не было этой победы, мир стал бы развиваться совершенно другими, страшными фашистскими путями, а победа выпрямила эту земную ось, и 30 миллионов русских, погибших на войне — это Христова жертва. Я считаю, что смысл советского периода в победе».
О перестройке: «Перестройка» — это «отворились врата адовы»".
О будущем России: «„Русское чудо“ — это действующий мощный фактор русской истории, каждый раз выхватывающий Россию из безнадёжной бездны. И меня на земле по-прежнему держит уверенность в том, что „русское чудо“ в очередной раз свершится и грядущая Россия будет чудесной».
Проханов очень переживает в связи с происходящими в мире событиями, отмечая рост русофобии.
«Совсем недавно черногорцы говорили, что они обожают Россию, и что если залезть на вершину гор в Черногории, оттуда можно увидеть Кремль, — цитирует Александра Проханова „Русская служба новостей“. — Черногорцы обожали Россию ещё в большей степени, чем белградские сербы. И что же произошло за это короткое время? Как перепахали сознание черногорцев, как присутствие там американских эмиссаров, американского правительства, американской культуры, американской доминаты, как они исковеркали сознание этого чудесного народа. Вот в чём горечь».
Личная жизнь и увлечения Александра Проханова
Александр Проханов овдовел в 2011 году. С женой Людмилой Константиновной он прожил счастливую жизнь. Имеет двух сыновей и дочь. Один из сыновей Александра Проханова — публицист Андрей Фефелов, другой — фотограф и автор-исполнитель Василий Проханов.
«Однажды я сказал сыну Васе: „Я чувствую свою вину перед вами, я очень мало вами занимался. И более того, я очень мало помню из вашего детства, потому что я всё время где-то болтался, был занят своими делами, романами, и вы как-то прошли, как в тумане, передо мной. Я вами не занимался. Простите меня за это“. А он мне сказал: „Отец, ты не винись, потому что ты нами очень много занимался. Мы смотрели на тебя, мы видели тебя. Мы видели твое отношение к матери, видели твое отношение к труду, к друзьям, к творчеству. Ты очень сильно на нас влиял“», — вспоминал Александр Проханов в интервью «СП».
Александр Андреевич Проханов увлекается коллекционированием бабочек. Рисует в стиле примитивизма.
* «Письмо семидесяти четырёх» — общее альтернативное название двух документов: «Письма писателей России Верховному Совету СССР, Верховному Совету РСФСР, делегатам XXVIII Съезда Коммунистической партии Советского Союза», подписанного 74 литераторами, а также его доработанного после избрания Президентом СССР М. С. Горбачёва варианта — «Письма писателей, деятелей культуры и науки России Президенту СССР, Верховному Совету СССР, Верховному Совету РСФСР, делегатам XXVIII Съезда Коммунистической партии Советского Союза».