Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Игорь Костолевский

Актер театра и кино

Игорь Костолевский — увенчанный славой советский и российский актёр театра и кино. В 1995 году ему было присвоено почетное звание Народного артиста России. Ранее Игорь Матвеевич был лауреатом премии Ленинского комсомола (1978) и Государственной премии РФ (2000). Всю свою карьеру в качестве театрального актера Игорь Костолевский провел в Театре им. Маяковского, также он снимался во множестве популярных фильмов, был одной из звезд советского кино. В настоящее время Игорь Костолевский — президент российской национальной театральной премии «Золотая маска».

Детство и образование Игоря Костолевского

Игорь Матвеевич Костолевский родился 10 сентября 1948 года в Москве.

Отец — Матвей Матвеевич Костолевский — был начальником «Экспортлеса» Министерства внешней торговли СССР.

Мать — Витта Семеновна Костолевская (1920−2011).

У Игоря есть двоюродный брат — композитор и дирижёр Матвей Робертович Костолевский (род. 1942), Заслуженный артист Российской Федерации.

Игорь в детском возрасте занимался боксом. В школе больших успехов не было. Окончив школу, поступил в Московский инженерно-строительный институт, говорится в биографии Игоря Костолевского в Википедии.

Проучился Костолевский в этом институте только два года и ушел с третьего курса. Он попытался поступить в Школу-студию МХАТ, однако попытка не удалась. Все же ему удалось стать студентом ГИТИСа. Костолевский попал на курс Андрея Александровича Гончарова.

Театральная карьера Игоря Костолевского

Молодой человек в уже студенческие годы особенно любил исполнять характерные роли. В 1973 году он поступил в труппу академического театра имени Владимира Маяковского, и с этим театром у Игоря связана почти вся его сценическая карьера.

Андрей Гончаров давал артисту, как правило, роли «комедийного простака». И вообще в начале карьеры он был занят в основном в массовках.

Далее у Костолевского появились в театре значительные роли. Он прекрасно справлялся с ролями лирико-комедийного жанра. Режиссеры эксплуатировали его природное обаяние. Например, роли в спектаклях «Родственники», «Дикарка», «Бег», «Чайка» публика встречала с большой теплотой.

Интересной получилась у Игоря Костолевского роль парикмахера-лауреата по прозвищу Кинг в постановке Бориса Морозова по пьесе В.Арро «Смотрите, кто пришёл!» (1983). Многие говорили, что эта роль была предтечей образа нового русского, нувориша 1990-х.

В поставленном Петром Фоменко спектакле «Плоды просвещения» по Л.Толстому, в «Круге» по С.Моэму, в «Кине IV» по Г.Горину Костолевский, согласно оценке критики, обнаружил «яркое комедийное дарование», «замечательное владение секретами трагикомедии».

Творческую палитру актера обогатило сотрудничество с зарубежными театральными режиссёрами. Во второй половине 80-х Костолевский, испытывавший проблемы с ролями в родном театре, заключил контракт в Норвегии, уехал туда на полгода и сыграл одну из лучших своих ролей — Вестника в «Орестее» Эсхила. В спектакле, длившемся 6 часов, с большой силой раскрылся трагический, бунтарский дар актёра, явившего весь ужас войны, в которой судьба победителя ненамного лучше участи побеждённого. В рецензиях указывалось: «с измождённым лицом, в растерзанной солдатской рубахе он казался посланцем всех ушедших из жизни на поле брани».

После возвращения в Россию артист вновь сыграл в «Орестее», на сцене Театра Российской армии, по приглашению режиссёра Петера Штайна, но уже роль Аполлона. После этого у Костолевского на родине возобновился весьма насыщенный и плодотворный театральный период: он был занят в спектаклях «Кин IV», «Нора» Ибсена, «Женитьба» в Театре на Покровке, «Арто и его двойник» у режиссёра Валерия Фокина, а также во множестве других постановок.

Из работ на прочих сценических площадках выделяются главные роли в спектаклях «В ожидании Годо» (1992, Швейцария), «Виктор, или Дети у власти» (1994, Московский театр сатиры), «АРТ» (1998).

В 2004 году Игорь Костолевский снялся сразу в двух сериалах — «Шпионские игры» и «Усадьба». В том же 2004 году актёр был награждён Орденом Почёта.

В 2000-е годы Костолевский — один из самых успешных и востребованных актёров театра им. Маяковского. Режиссёр Сергей Арцибашев задействовал актёра в широком репертуаре, включающем роли Ивана Карамазова в «Братьях Карамазовых», Подколёсина в «Женитьбе», Плюшкина в «Мёртвых душах». В сезонах 2013/2014 и 2014/2015, с приходом в Театр им. Маяковского нового режиссёра Миндаугаса Карбаускиса, Костолевский занят в спектаклях «Враг народа», «Таланты и поклонники», «Мёртвые души» и «Женитьба», а также в пьесе «Кант» литовского драматурга Мариуса Ивашкявичуса. Снялся в сериале Владимира Хотиненко «Бесы» по Ф.Достоевскому. За роль Стокмана в спектакле «Враг народа» (2014) удостоен приза XVIII театрального фестиваля «Норвежская пьеса на московской сцене» в номинации «Лучший актёр». Весь свой разносторонний талант Костолевский демонстрирует в постановке «Кавказский меловой круг» по Бертольту Брехту.

В 2017-м стал новым президентом российской национальной театральной премии «Золотая маска». На этой должности он сменил своего коллегу Георгия Тараторкина, который скончался 4 февраля 2017 года. Также Костолевский — член Союза кинематографистов и Союза театральных деятелей РФ.

Карьера Игоря Костолевского в кино

Дебют в кино у Игоря Костолевского состоялся в 1970 году, когда он сыграл в фильме «Семья, как семья» и сразу вошел в амплуа романтического героя, героя-любовника, мелодраматического персонажа.

Через два года Игорь сыграл друга Сони Гурвич в фильме Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие». Особенностью этой роли было почти полное отсутствие текста у персонажа Костолевского и обилие немых сцен с крупными планами, где огромное значение имела игра глаз.

В последующие годы у Костолевского было много кинематографических работ, которые получили высокие оценки киноведов: «Весенний призыв» (1975, режиссёр П.Любимов), «Ася» (1977, режиссёр И.Хейфиц).

А настоящую популярность в кино принесла Костолевскому его первая главная роль — декабриста Ивана Анненкова в фильме «Звезда пленительного счастья» (1975) Владимира Мотыля.

Также Костолевский талантливо справился с ролью в комедийной мелодраме «Безымянная звезда» Михаила Козакова (1979). Артист сделался «кумиром миллионов», «покорителем женских сердец».

Следующую волну популярности актёру принесла роль советского разведчика Андрея Бородина, срывающего планы фашистских агентов по ликвидации «большой тройки» — Сталина, Рузвельта, Черчилля в остросюжетном политическом детективе «Тегеран-43» (1980). Режиссёр фильма Владимир Наумов особо выделял мужественное начало в актёре. Игорь Матвеевич тщательно работал над ролью. Он познакомился и консультировался с прототипом — легендарным советским разведчиком Геворком Вартаняном. Песня «Вечная любовь» на музыку Жоржа Гарваренца в исполнении Шарля Азнавура стала всемирным хитом и прочно ассоциируется с образом героя Костолевского.

И спустя десятилетия оркестры московских ресторанов, увидев входящего в заведение Костолевского, принимаются исполнять эту ностальгическую мелодию.

В 1978 году Костолевский стал лауреатом премии Ленинского комсомола за исполнение роли Евгения Столетова в шестисерийном телефильме «И это всё о нём». Игорь Костолевский был членом КПСС. В 1984 году ему было присвоено звание Заслуженный артист РСФСР.

Событием 1985 года стала мелодрама «Законный брак» Альберта Мкртчяна, где Игорь сыграл в дуэте с Наталией Белохвостиковой. По опросу журнала «Советский экран» Костолевский был признан Лучшим актёром 1986 года.

Между прочим, Игорю в свое время поступали предложения из Голливуда — сняться с Брюсом Уиллисом в «Крепком орешке», например. Но он отказался, назвав сценарий «полной клюквой».

В 2006 году голливудский режиссер Роберт Дорнхельм пригласил Игоря Костолевского на роль царя Александра I в телесериале «Война и мир», на этот раз он согласился.

Вообще, с конца 1990-х Игорь Костолевский на экранах стал появляться реже, так как есть ряд вещей, которые в кинематографе он категорически не принимает — «мат, всякая гадость, кровища рекой». Он старается избегать подобной «чернухи» в кино.

В 2018 году фильмография Игоря Матвеевича пополнилась драматическим сериалом «Триггер». Наряду с Костолевским в картине снялись Максим Матвеев, Роман Маякин, Светлана Иванова, Ян Цапник и другие.

Личная жизнь Игоря Костолевского

На съемках картины «Отпуск за свой счет» Игорь Матвеевич познакомился с актрисой Еленой Романовой, коллегой по съемочной площадке, которая в дальнейшем стала его первой официальной женой. В 1981 году они сыграли свадьбу, а спустя 2 года у супругов родился сын Алексей.

Сын Алексей по стопам родителей не пошел, окончил факультет международного права МГИМО. Затем учился на режиссёра в Голливуде (США), но карьеры не сделал.

К концу 90-х годов супруги все более стали чувствовать себя отчужденными.

Костолевский влюбился во французскую актрису Консуэло де Авиланд и, чтобы быть вместе со своей возлюбленной, подал на развод. Расставание с Романовой сопровождалось скандалом, актер с тех пор не поддерживает отношений с бывшей супругой.

Де Авиланд, ждавшая своего «декабриста», наконец-то нашла его в России и ради него даже покинула родную Францию. Ради мужа она также покинула сцену и приняла православие. Ее православное имя Евдокия, Дуся, как называет ее Игорь Матвеевич.

Евдокия Костолевская нашла себя в новой ипостаси. Она является официальным представителем ОАО «РЖД» в Париже. Консуэло внесла большой личный вклад в возобновление прямого железнодорожного сообщения между Москвой и Парижем. За это в 2015 году была награждена президентом России Владимиром Путиным. Детей во втором браке Игоря Костолевского нет.