Роман Старовойт — российский политический и государственный деятель, министр транспорта с мая 2024 года. Старовойт — представитель новой формации кадров партии власти, член партии «Единая Россия». Осенью 2019 года Роман Владимирович был избран губернатором Курской области. Ранее работал на руководящих постах в государственных органах города Санкт-Петербург и в Федеральном дорожном агентстве. В качестве главы Росавтодора курировал введение на дорогах системы взимания платы тяжелых автомобилей «Платон» и активно участвовал в строительстве Крымского моста. Действительный государственный советник РФ I класса (2015).
Юность и образование Романа Старовойта
Роман Владимирович Старовойт родился 20 января 1972 года в Курске.
Отец — Владимир Александрович Старовойт — был работником Курской АЭС. В 1974 году отца перевели на Ленинградскую АЭС, в город Сосновый Бор Ленинградской области, где и прошло детство Романа. Но каждое лето он ездил в Курск, где остались его бабушки и дедушки.
По отцовской линии дед Романа Старовойта был руководителем профкома на Курском аккумуляторном предприятии, а по материнской — заведующим кафедрой в Курском техническом вузе.
Получив аттестат о среднем образовании, Роман Старовойт поступил в Балтийский государственный технический университет, который окончил в 1995 году. Во время учёбы Старовойт активно занимался спортом, полиатлоном, увлекаться которым начал ещё в школе.
Трудовая карьера Романа Старовойта
После университета Роман Старовойт не смог получить работу по специальности, ведь, к тому времени Советский Союз уже прекратил своё существование, и промышленность пребывала в крайне плачевном состоянии. Тогда Роман вместе с товарищами занялся предпринимательством, а его первым местом работы стало предприятие АО «Региональное инвестиционное агентство».
В 1996 году Старовойт устроился на работу в НПФ «Промышленный», где в течение шести лет Роман Владимирович занимал место генерального директора фонда и защитил диссертацию, разработав инновационную методику подготовки юных спортсменов.
С 2002 по 2005 год включительно Роман Владимирович возглавлял основанное им строительное предприятие «Стройинвест», а в начале 2006 года перешёл на службу в правительство Санкт-Петербурга.
Карьера Романа Старовойта на государственной службе
В кресле руководителя отдела комитета по инвестициям и значимым стратегическим проектам в администрации Северной столицы Роман Владимирович Старовойт трудился до 2007 года.
Из биографии Романа Старовойта на сайте «Узнай всё» известно, что перемена в его карьере произошла исключительно благодаря друзьям, которые рассказали ему о том, что в администрации Валентины Матвиенко обсуждается подписание коммерческого договора с компанией «Toyota». Несмотря на то, что для работы с инвестиционными проектами требовался человек, имеющий опыт успешного сотрудничества с японскими компаниями, Роман Владимирович смог получить эту ответственную должность. За три года работы в команде Матвиенко Старовойт заключил договоры с крупнейшими автомобильными компаниями, среди которых — знаменитые «Nissan» и «Hyundai», и занимался вопросами реконструкции аэропорта Пулково.
Затем Роман Старовойт получил назначение в Департамент промышленности и инфраструктуры Аппарата правительства Российской Федерации и в 2010 году переехал в Москву.
В должности заместителя директора государственного органа Роман Старовойт трудился до 2012 года и без отрыва от работы учился в Академии государственной службы.
Дорожное строительство Романа Старовойта
В 2012 году Старовойт, зарекомендовавший себя как опытный хозяйственник и грамотный руководитель, перешёл на руководящую должность в Федеральное дорожное агентство.
Как сообщал Роман Владимирович, его приоритетной задачей на посту руководителя Росавтодора была подготовка дорожных объектов к сочинской олимпиаде. Именно под руководством Старовойта были успешно реализованы более десяти крупнейших проектов, включающие строительство автодорожного моста и реконструкцию подъездных путей к олимпийской столице.
Безусловным достижением Романа Старовойта считается также строительство Крымского моста, возведение которого он курировал. Конструкция, воздвигнутая после присоединения Крыма к России, является одной из самых длинных мостовых конструкций в мире.
Роман Старовойт — губернатор Курской области
Осенью 2018 года Роман Владимирович покинул пост руководителя Федерального агентства в связи с назначением на должность заместителя министра транспорта. Но в этой должности Старовойт пребывал чуть более двух недель. А потом его назначили врио губернатора его родной Курской области. С 2000 года этот ответственный пост занимал Александр Михайлов, считавшийся одним из политических долгожителей.
Указ о назначении врио главы Курской области был подписан в октябре 2018 года, и, изучив экономическую обстановку, Роман Владимирович заявил, что под его руководством жители Курской области обязательно почувствуют значимые улучшения состояния дорог уже через месяц.
И в самом деле, работы по благоустройству дорог врио начал сразу после переезда в Курск.
Целый год Роман Старовойт занимался вопросами развития региона и курировал реализацию значимых национальных проектов, а в августе 2019 года отчитался перед президентом Владимиром Путиным о проделанной в регионе работе.
По словам Романа Владимировича, темпы роста показателей в сельском хозяйстве превысили уровень 2018 года, также реформы были произведены в сферах здравоохранения и культуры.
В ходе осенних выборов 2019 года на должность губернатора Курской области Роман Владимирович одержал победу, набрав 81% голосов избирателей. Он обошел кандидатов, баллотировавшихся от оппозиционных партий. В интервью после одержанной победы Роман Владимирович заявил, что продолжит работать на благо Курской области и ее жителей.
Особенное внимание губернатор Старовойт планирует уделять социальной политике и развитию экономики области. Горожане оценили усилия, которые он, находясь на посту врио, затратил на обновление автопарка «Скорой помощи» и открытие новых фельдшерско-акушерских пунктов.
Также приоритетными направлениями своей деятельности Роман Владимирович называет сохранение архитектурных памятников Курска и строительство социального жилья.
Критика Романа Старовойта
Еще в бытность работы Старовойта в дорожном строительстве печально прославилась его разработка и внедрение системы «Платон», предусматривающей взимание платы за возмещение ущерба, который наносят грузовые машины дорожному покрытию. Проект, вызвавший волну протестных акций российских дальнобойщиков, заработал с конца 2015 года.
Редакция газеты «Ведомости» и ее аудитория даже выбрали дальнобойщиков «Частным лицом года — 2015». «Запуск „Платона“… удивительно точно отражает традиции и обычаи российской власти — принятие решений в пользу близких ей бизнесменов и госструктур без серьёзного экономического обоснования, с неочевидной пользой для экономики и очевидной пользой для получающих госденьги. Но эта привычная для чиновников и бизнеса система вызвала отторжение у никогда не задумывавшихся о ней водителей», цитирует Википедия это издание.
Политолог Мария Снеговая там же называла целью «Платона» «создать дополнительные источники ренты для потенциально ненадежных элит и тем укрепить их лояльность».
В апреле 2016 года депутаты от КПРФ подали иск в Конституционный суд с требованием проверить конституционность «Платона», отмечая, что взимание платы «не отвечает требованиям справедливости, соразмерности и экономической обоснованности». 31 мая КС признал систему сбора соответствующей Конституции, при этом высказав ряд замечаний — о праве оператора применять к плательщикам меры принудительного характера, недопустимости повышения размера платы без изменения законов и внезапных изменениях и отмены коэффициентов.
Минтранс позже отметил, что из-за ввода «Платона» рентабельность перевозчиков снизится на 0,5−1,1%. Эти показатели были раскритикованы бизнес-омбудсменом Борисом Титовым и Министерством экономики.
Известно, что за время работы в Федеральном дорожном агентстве Старовойт не раз подвергался критике, однако тщательные проверки не выявили в его деятельности значимых нарушений, кроме некоторого отставания в освоении средств, предусмотренных для финансирования проведения научно-технических исследований новых материалов и конструкций.
С критикой по любимому дорожном вопросу Старовойт столкнулся, уже пребывая на посту губернатора Курской области. Как сообщал сайт курское интернет-телевидения «46 ТВ», жители Курска были обеспокоены новой дорогой, которая может пройти через лес на КЗТЗ, захватив при этом территории дачных участков. Магистраль значится в перспективном плане развития областного центра. «Курский лес на КЗТЗ хотят отдать под застройку многоэтажных домов и проложить магистраль через весь лес и СНТ!», — писали куряне в паблике ВК.
На посту министра транспорта
Госдума РФ в мае 2024 года утвердила предложенных премьер-министром России Михаилом Мишустиным кандидатов в министры в новом правительстве. В должности министра транспорта утвердили Романа Старовойта.
Личная жизнь и увлечения Романа Старовойта
Губернатор женат на Светлане Сергеевне Старовойт с 2010 года. Супруга Светлана — владелица небольшого бизнеса в Москве, у неё частный детский сад на несколько групп.
Роман Владимирович и Светлана Сергеевна воспитывают двух дочерей.
Хобби Курского губернатора — спорт, он старается поддерживать физическую форму, совершая утренние пробежки. Увлекается лыжными видами спорта. Он — победитель 31-й открытой всероссийской гонки «Лыжня России — 2013», проходившей в Яхроме Московской области.
Свою страницу в социальной сети ВКонтакте Роман Владимирович ведёт сам, он всегда отвечает на вопросы подписчиков и старается разобраться в проблемах, с которыми к нему обращаются куряне.
Доходы Романа Старовойта
Согласно декларации о доходах во главе Росавтодора Старовойт зарабатывал в среднем 1,5 — 2 миллиона рублей. У его семьи имеется квартира площадью 165 кв. м., также в собственности имеется автомобиль Chrysler 300C.
Общая сумма декларированного дохода за 2018 год составила 2 млн. 677 тыс. руб., супруги — 5 млн. 888 тыс. руб.
Сумма декларированного дохода за 2019 год составила 3 млн. 96 тыс. руб., супруги — 17 млн. 368 тыс. руб.
Сумма декларированного дохода за 2020 г. составила 3 млн. 238 тыс. руб., супруги — 9 млн. 483 тыс. руб.