Вера Алентова

Актриса театра и кино

Вера Алентова — известная советская и российская актриса театра и кино. Особую популярность Вера Алентова приобрела, снявшись в фильме своего мужа Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». У актрисы были роли и во многих других фильмах: «Время желаний», «Ширли-мырли», «Завтра была война», «Бальзаковский возраст, или все мужики сво…», «И все-таки люблю» …

Детство и образование Веры Алентовой

Вера Валентиновна Алентова, в девичестве Быкова, родилась 21 февраля 1942 года в Архангельской области.

Отец — Валентин Михайлович Быков — служил в Котласском драматическом театре.

Мать — Алентова Ирина Николаевна — также была актрисой Котласского драматического театра.

В 1945 году Валентина Быкова перевели в театр города Грозный, говорится в биографии Веры Алентовой в Википедии. Семья последовала за ним. Но вскоре он сильно простудился. В голодное послевоенное время этого хватило, чтобы 28-летний мужчина получил осложнение в виде воспаления легких и умер. 4 января 1946 года его не стало.

Вскоре после смерти главы семейства Вера с мамой поселилась у родственников на Украине. Ирина Алентова работала не покладая рук. Она служила в театре Кривого Рога, а по вечерам брала в руки нитку и иголку. Работа швеей помогала им не умереть от голода, так как с деньгами в театре было плохо.

Впрочем, Вера Алентова никогда не считала детство несчастливым. Вере было восемь лет, когда она впервые вышла на театральную сцену. Однажды мама взяла ее на работу. Ставили спектакль, в котором одну из ролей играла маленькая девочка. И как раз в тот день юная актриса заболела. Веру попросили выйти вместо нее. Тогда-то Алентова, по ее же словам, и подхватила «театральную бациллу». В биографии Веры Алентовой на сайте uznayvse.ru актриса вспоминала: «Мы росли, как трава во дворе <…> Сегодня я понимаю, что мы, сами того не желая, нанесли урон вашему поколению. Мы, дети военного времени, росли в жутких условиях».

В школьные годы Вера постоянно придумывала невероятные истории, начала ставить спектакли вместе с дворовыми ребятами. Костюмы придумывали из цветов, листьев, старых занавесок и даже дырявых кастрюль.

Мать и дочь жили во многих городах Советского Союза: Вера пошла в школу на Украине, училась в Узбекистане, аттестат получила на Алтае. Когда Вере было 15, Ирина вышла замуж во второй раз. Отчимом Алентовой стал актер Барнаульского драматического театра, коллега Ирины. Именно он разглядел в Вере задатки актрисы, поскольку Ирина настаивала, чтобы после школы дочь поступала в медицинский институт в Барнауле. Женщина, прошедшая через войну и вдовство, считала, что искусство не способно прокормить семью, а вот профессия врача — другое дело, медики нужны всегда.

Втайне от мамы Вера решила попробовать свои силы на актерском поприще и пришла на пробы в Барнаульский драмтеатр. Ее приняли в труппу как актрису вспомогательного состава. При этом долгое время девушка и сама была уверена, что станет врачом. Но на подготовительных курсах она увидела вживую операцию, причем не самую серьезную, но Вере стало плохо, она потеряла сознание. После этого инцидента Алентова поняла, что врачом ей не быть.

Узнав об этом, мама смирилась с выбором дочери, но наказала Вере поступать в театральное училище в Москве. Однако было уже слишком поздно: набор во всех театральных вузах закончился. Так что следующий год Вера вкалывала чернорабочей на барнаульском меланжевом комбинате. Каждое утро девушка вставала спозаранку, добиралась до фабрики в переполненном автобусе, а потом всю смену носила металлические прутья. От машин в цеху стоял такой шум, что нельзя было расслышать собственные мысли. «Я сцепила зубы и работала», — вспоминала актриса, которая затем отыграла этот эпизод биографии в фильме «Москва слезам не верит».

На следующее лето Вера отправилась в Москву и поступила в Школу-студию МХАТ, на курс Василия Маркова. Момент, когда Алентова увидела свою фамилию в списке поступивших, разделил ее жизнь на до и после. Девушка погрузилась в новую жизнь: бесконечные репетиции, прогонки, фолианты заученных реплик и прочитанной литературы. Времени на личную жизнь не было, но студентка была счастлива.

Окончив в 1965 году вуз, Алентова попала в Московский театр имени Пушкина.

Карьера Веры Алентовой

В театре молодая актриса играла в пьесах «Невольница», «Светит, да не греет», постановках «Зыковы», «Дети солнца», «Последние дни», «Кафедра».

Уже в 1966 году ей досталась роль молодой учительницы Лидии Федоровны в фильме «Дни лётные». В 1967 году она появилась в советско-венгерском фильме «Звезды и солдаты» в эпизодической роли медсестры. Почти все время Вера посвящала службе в театре.

В 1975 году актриса появилась в 8-серийной ленте «Такая короткая долгая жизнь», повествующей о судьбах простых советских семей, в роли Насти Овчинниковой.

И, наконец, — звездная роль в фильме «Москва слезам не верит». Зрители сразу полюбили Алентову в главной роли Кати Тихомировой. В 1980 году фильм вышел на большой экран и начал шествие по миру. Его купили для проката сразу 100 стран, а в России за год картину посмотрели почти 85 миллионов зрителей. Фильм «Москва слезам не верит» стал одним из немногих отечественных фильмов, награжденных «Оскаром».

В 1983 году вышла картина Юлия Райзмана «Время желаний». Здесь Алентовой досталась роль одинокой женщины, которая от безысходности стала супругой пожилого мужчины. И за работу актрисе присвоили звание лауреата Государственной премии РСФСР.

И еще одна заметная роль Алентовой — это стервозная учительница в картине 1987 года «Завтра была война». Ну а в 1995 году Меньшов решил доказать, что Вера Валентиновна не только социальная героиня, как Катя Тихомирова, позвав ее на роль сразу 4-х персонажей — американки, цыганки, негритянки и пассажирки лайнера — в свою комедию-фарс «Ширли-Мырли».

В 1993 году Веру Алентову в антрепризу пригласил театральный режиссер Леонид Трушкин. Также актриса продолжала службу в театре имени Пушкина, где была задействована в спектаклях «Пизанская башня», «Чествование», «Поза эмигранта». В «Пизанской башне» она играла вместе с Владимиром Меньшовым — они играли супругов.

В 2016 году в московском Театре имени Пушкина прошла премьера спектакля «Апельсины & лимоны» с Верой Алентовой в главной роли. Постановка пьесы Ноэла Коуарда «Сенная лихорадка» приурочена к юбилею популярной актрисы.

Среди последних ролей актрисы — Анна Брониславовна из мелодрамы «И все-таки люблю», Зинаида из сериала «Бальзаковский возраст, или все мужики сво…» (2004) и его продолжениях, а также Галина Семёновна из комедии «С 8-м марта, мужчины!» (2014).

«Последняя из интересных ролей в кино — это бабушка в сериале „И все-таки я люблю“, за которую я получила ТЭФИ. Почему так трудно было найти пьесу для меня? Мало пишут интересных возрастных ролей, и для актрис это большая проблема. В том числе и в сценарном виде», — цитировали Алентову в новостях.

В 2019 году на МКФ с успехом прошел фильм «Воскресение» Светланы Проскуриной, в котором прекрасно сыграла Алентова.

Также актриса появится в экранизации романа Виктора Пелевина «Ампир V», в котором молодой ничем не примечательный москвич превращается в вампира и выясняет, что ему подобные и управляют миром на самом деле. Алентова играет Иштар Борисовну, начальницу вампиров.

Скандалы с Верой Алентовой

В 2016 году новости сообщили, что в центре Москвы на улице Садовая-Триумфальная народная артистка России Вера Алентова попала в аварию.

Ее автомобиль Lexus врезался в попутную машину Hyundai при перестроении из одного ряда в другой. К счастью, ДТП обошлось без пострадавших. Повреждения получили только бампер и дверь автомобиля Hyundai. Актриса отделалась административным штрафом в размере 500 рублей.

Благотворительная деятельность Веры Алентовой

В 1993 году актриса стала президентом Благотворительного фонда социальной защиты членов СТД РФ, помогавшего бывшим и нынешним театральным работникам, попавшим в сложную финансовую ситуацию.

Личная жизнь Веры Алентовой

В первый же год учебы Алентова сблизилась с однокурсником Владимиром Меньшовым. Поначалу она не питала к нему романтических чувств. Они стали близкими друзьями, но уже тогда Вера заметила, что у Володи есть три качества, которые, по ее мнению, необходимы хорошему актеру: внутренний стержень, искренность и свой взгляд на вещи. Но педагоги не замечали этих качеств и быстро повесили на Меньшова ярлык бездарности, в отличие от Веры, считавшейся на курсе одной из лучших студенток.

Владимир не оставлял надежд исправить положение дел, постоянно что-то учил, репетировал, писал. Уже позже он осознал, что душа его скорее лежит к режиссуре, нежели к актерству. Когда Вера выбрала его хотя бы «в друзья», Владимир был на седьмом небе от счастья. Товарищи намекали ему, что для актера у него слишком неказистая внешность. Вера же была, по его словам, ослепительно красива. Они коротали вечера за долгими разговорами, Владимир долго и красиво ухаживал, стараясь удивлять Веру чем-то новым.

Актеры поженились на втором курсе. Свадьба была скромной. Дочь Юлия Меньшова родилась в 1969 году. К тому времени у пары в отношениях наступил надлом. Они решили разойтись, но формально не оформляли развод.

«Мы сидели друг у друга в печенках, а может и в гландах», — шутил впоследствии Меньшов. Как ни странно, но семью спасла романтика первых лет их жизни: Алентовой на глаза попались их письма, которые они друг другу писали во время гастролей.

Она поняла, что ни к одному мужчине она не сможет питать таких же чувств, как к мужу. Секретом счастливой семейной жизни Алентова называет в первую очередь дружбу между супругами. Они были друзьями с момента знакомства в коридорах общежития Школы-студии МХАТа и остались ими до сих пор, даже после «золотой» свадьбы.

Сегодня Вера Алентова с супругом живет в центре Москвы в небольшой квартире. Меньшовы живут «открытым домом». К ним часто и запросто приходят коллеги, иногда даже занимают денег. Супруги довольно отзывчивые, поскольку сами в жизни испытали немало трудностей.

Между прочим, в семье странное распределение обязанностей: Алентова занимается, в большей степени, мужскими делами, может и гвоздь забить и обивку для мебели выбрать, ну а Владимир орудует на кухне, поскольку он родился в Баку, а там мужчины все готовят сами.

Актриса следит за собой, за своей фигурой. Чтобы похудеть, она последовала совету своего костюмера: «Хочешь похудеть, ешь треть от привычной дневной нормы». И это помогло.

В 2019 году Вера Алентова рассказывала о своей реакции на роль пожилой, медленной умирающей женщины в «Воскресении».

«Хорошо отреагировала. Люблю, когда предлагают что-то интересное. Я не на все соглашаюсь и была такой всегда. В театре экспериментирую часто, а в кино, пожалуй, второй раз. Первый раз, когда сыграла деревенскую девушку у Кости Худякова (фильм „Такая короткая долгая жизнь“). Понятно было, что я человек немолодой и придется блистать лицом таким, какое есть, и даже тебе немного прибавят», — сказала актриса.

«Боялась ли быть страшной на экране? Мне уже много лет, что мне может быть страшно? Я и смолоду ничего не боялась», — уточнила Вера Алентова.

В 2019 году в новости шоу-бизнеса попала фотография, на которой Вера Алентова позирует вместе со своим супругом Владимиром Меньшовым. Как сообщал «СтарХит», поклонники не сразу узнали любимую актрису, ее лицо изменилось до неузнаваемости. Поклонники предположили, что дело было в пластической операции.

Новости СМИ2
Новости СМИ.ФМ
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
В эфире СП-ТВ
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
persons