
14 ноября Государственная дума приняла в первом чтении поправки в конституцию, предусматривающие увеличение полномочий президента с 4 до 6 лет, депутатов Госдумы — с 4 до 5 лет, а также устанавливающие процедуру ежегодного отчета председателя правительства перед парламентом.
За принятие поправок голосовали три из четырех фракций Госдумы — фракции «Единой России», «Справедливой России» и ЛДПР. Впрочем, при нынешнем раскладе сил в парламенте для изменения конституции достаточно и голосов одних «единороссов». Против пакета законопроектов голосовали коммунисты. Выступивший от фракции КПРФ Виктор Илюхин отметил, что поскольку в стране «жесткое авторитарное правление и нет противовесов против того абсолютизма власти, который сейчас установлен, опасно и недопустимо продлевать полномочия главы государства».
Поправки к конституции были предложены президентом Дмитрием Медведевым в его послании к Федеральному собранию 6 ноября. Дальше события развивались стремительно. Уже 11 ноября соответствующие законопроекты были внесены на рассмотрение парламента. 12 ноября комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству рекомендовал коллегам-депутатам голосовать за поправки сразу в трех чтениях.
Потом, правда, решили притормозить и ограничиться 14 ноября принятием законопроектов только в первом чтении. Но второе и третье чтение, тем не менее, затягивать не будут. Их намечено провести на следующей неделе.
Совет Федерации, устами первого заместителя председателя верхней палаты Валерия Федорова, отчитался о готовности рассмотреть законопроекты 26 ноября.
Поправки в основной закон страны должны одобрить региональные парламенты не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации. Но, судя по всему, и за этим дело не станет. Центральное руководство «Единой Россией» рекомендовало всем «единороссам» — депутатам региональных заксобраний обеспечить одобрение поправок в конституцию не позже 23 декабря 2008 года. Это притом, что конституция отводит на эту процедуру срок до года!
Стремительность конституционной реформы разительно контрастирует с настоящим культом конституции, который насаждался много лет. Конституция 1993 года, принятая всего через два месяца после расстрела Верховного совета, поначалу имела не самую лучшую репутацию. Но нам много лет внушали, что основной закон — это нечто священное, определяющее нашу жизнь на много лет вперед. Что прежде чем изменить в конституции хоть букву, надо тысячу раз подумать. Потому, дескать, в основном законе и прописана такая сложная и многоступенчатая процедура его изменения. И вот теперь эти священные скрижали практически кромсают на коленке. Обществу не оставлено времени даже задуматься над последствиями изменения основного закона страны.
Официальные объяснения такой скорости конституционного процесса даются самые туманные. Вот, к примеру, что говорит вице-спикер Госдумы и высокопоставленный «единоросс» Вячеслав Володин: «Госдума должна как можно скорее рассмотреть и принять решение, предложенное президентом страны Медведевым, поскольку он укрепляет стабильность и создает необходимые условия для реализации долгосрочных проектов стратегически важных задач развития страны». Если все это ради «долгосрочных проектов», то почему «как можно быстрее»?
Инициатива по удлинению президентского срока уже вызвала волну разговоров, что Медведев меняет политическую систему под возвращение в президентское кресло Владимира Путина, который и будет править страной следующие 12 лет. А фантастическая скорость внесения поправок в конституцию заставила высказать предположение, что Медведев покинет свой пост чуть ли не в ближайшие месяцы. Президенту уже приходится отбиваться от вопросов западных журналистов по этому поводу.
А Владимир Жириновский уже предсказал, что возвращению Путина на пост президента будет предшествовать его уход с поста премьера с целью избежать критики за последствия экономического кризиса. «В условиях, когда у „единороссов“ уже есть большинство и в Думе, и в региональных парламентах, — заявил лидер ЛДПР, — Путину легче оказаться и над правительством, и над Госдумой. Он будет через партийное большинство контролировать Охотный ряд, а Дума будет контролировать правительство. И критика, которая будет идти и снизу, и сверху, и сбоку на правительство, Путина касаться не будет».
Подмечено, что из смелых политических прогнозов Жириновского сбывается примерно половина. Многие политологи считают, что власть давно использует Жириновского для вброса в общественное сознание рискованных политических идей — для проверки реакции. Если реакция положительная, идею реализуют.
Останется ли Путин на посту премьера или нет, в любом случае ему нужно очень точно уловить нужный момент для своего возвращения в президентское кресло. Выбор этого момента связан, конечно, с развитием экономического кризиса. Оптимальной будет ситуация, когда кризис уже исчерпал себя, но положительные изменения еще не очевидны для большей части общества. В этом случае, политическая ответственность за тяжелые последствия кризиса останется на Медведеве, а начавшееся экономическое возрождение можно полностью приписать возвращению Путина на высший государственный пост.
Оперативное внесение поправок в конституцию позволяет спокойно ждать «дна» кризиса, в момент достижения которого и должна произойти смена президентского караула.