Президент России Владимир Путин может одержать верх в конфликте на Украине сейчас, но он заплатит высокую цену за свои действия потом, считает польский посланник в Вашингтоне Ричард Шнепф, слова которого приводит «ПолитНавигатор». Выступая на правительственном обеде политик заявил, что такие действия Путина «разрушат его личную репутацию в России».
«Если демократический мир сохранит единство, — сказал он, — мы сможем быть устойчивыми и упрямыми в борьбе. Вместе с санкциями и политическим давлением, исключающими Россию из дипломатических форумов, русское общество поймет, что лучше быть с демократическим сообществом, чем вне его», — уверен дипломат.
Ключ к победе, по мнению польского посла, в том, чтобы «изменить менталитет» русского народа, чтобы он не поддерживал Путина.
«Переделать русских» пытались в «либеральные девяностые», и достигли определённых успехов. Однако в итоге, русские всё же вновь захотели «твёрдой руки».
Удастся ли на этот раз Западу с помощью санкций и медийных манипуляций повлиять менталитет русского народа?
— Я думаю, что это заявление сделано в чисто политтехнологических целях, — говорит директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.
— Государственная конструкция в России построена на высоком рейтинге президента. Достаточно обрушить этот рейтинг, покачнётся вся политическая система страны. Именно этого американцы сейчас и добиваются. Что касается менталитета русского народа, он и так меняется. При этом вне зависимости от «хотелок» как на Западе, так и в России.
На это влияет два фактора. Первый — демографический. Русские впервые за 400 лет стали вымирающим народом. В 16 веке произошёл демографический взрыв, растянувшийся на несколько столетий. Именно благодаря нему Россия освоила огромные пространства.
Второй фактор — урбанизация. Ещё Сталин сделал ставку не на малоэтажное строительство, как в Америке, а на многоквартирные дома, как было принято тогда в Европе. В итоге мы получили то, что социологи называют разрушением горизонтальных социальных связей. Большинству людей всё равно, что происходит у соседей за стеной. Эти два фактора влияют на трансформацию сознания, а затем и на политическую культуру страны. Этот процесс занимает десятилетия, и не зависит ни от какой власти.
«СП»: — В разгар так называемой протестной активности 2010−2011 годов вы говорили о том, что русский народ превращается в меркантильный народ, который интересуют в основном свои «шкурные» интересы. События в Новороссии не изменили вашу точку зрения? Ведь в них, согласно цифрам, которые приводит писатель Захар Прилепин, так или иначе, поучаствовало больше 30 тысяч добровольцев из России. Большинство — без всякого вознаграждения.
— Я сомневаюсь, что эта цифра достоверна. В руководстве Новороссии говорят о четырех тысячах добровольцев из России. Как мы помним, Стрелков постоянно говорил и писал о том, что у него катастрофически не хватает добровольцев, как из России, так и из самого Донбасса, населённого в основном русскими.
Как раз события в Новороссии показали апатию большинства населения. Люди привыкли сидеть перед телевизором и ждать, что кто-то придёт и спасёт их. В этом смысле, кстати, мы идём вслед за европейцами, только с опозданием на несколько десятилетий. Это исторически объективный процесс. Да, остаётся некоторое число пассионариев, но их не больше одного процента от общего числа населения. Этого очень мало.
— Менталитет народа менять можно. Но, конечно, не при помощи санкций. — Говорит политолог, старший научный сотрудник Российского института стратегического исследования Олег Неменский. — Как раз санкции будут возбуждать в русском народе антизападные настроения, и всё то, что на Западе в нас так не любят. В этом плане Запад пытается тушить пожар бензином.
Мировоззрение народа меняется в связи с культурной политикой государства, а также в зависимости от того, как себя чувствует народ так сказать в международном контексте. Если люди чувствуют, что границам их страны ничего не угрожает, что их соотечественникам в других странах не навязывают чуждые мировоззренческие ценности, они не видят опасности для себя и государства. Это побуждает к миролюбию в отношении соседей.
Если же, как это произошло после распада СССР, миллионы соотечественников становятся людьми второго сорта в сопредельных странах, рано или поздно это приводит к росту геополитической напряжённости и военным конфликтам.
Единственный способ заставить русских не помогать Новороссии, это — изменить границы, начерченные большевиками и несоответствующие этническим и историческим реалиям. Надеяться на то, что русские откажутся от идеи национального воссоединения, бессмысленно. Это свойство абсолютно любого народа.
По заявлению Ричарда Шнепфа мы видим, что Запад по-прежнему подходит к России на основании своих русофобских комплексов. Он не хочет иметь дело с Россией. Ему было бы удобней, если бы на нашей территории возникла другая страна или страны.
Эта позиция имеет глубокие корни. Поэтому вопрос надо ставить так: что сделать, чтобы изменить западное отношение к России, основанное на желании её уничтожить. Такой подход приведёт разве что к новым мировым войнам.
«СП»: — Не проглядывает ли в этом заявлении желание отучить русских от любви к «сильной руке»?
— Я не вижу какой-то особой тяги русских к сильной руке. Я вижу, что слабая центральная власть возможна только в сформировавшемся национальном государстве со сложившимися границами. Именно в таком государстве могут стабильно работать демократические институты, поскольку его общество уже достаточно целостно.
Россия не является таким государством. Она — осколок империи с довольно случайными границами. Наше гражданское общество ещё только формируется. В такой ситуации необходима сильная централизованная власть. Поэтому русский менталитет тут ни при чём.
— Нынешняя поддержка Владимира Путина напрямую связана как раз с тем, что в последние годы он делал то, что в представлении русских людей должен делать руководитель страны, — говорит председатель движения «Народный собор» Владимир Хомяков. — Как только он перестанет это делать, он потеряет эту поддержку. Так что дело совсем не в традиционной любви русских к «сильной руке».
Изменить менталитет санкциями не получится. Санкции, как правило, нацелены не на то, чтобы побудить народ выйти на улицу с социальными требованиями (хотя и эта составляющая в них есть). Главная же задача санкций — воздействовать на элитные группы. Не секрет, что в России большая часть т.н. элиты так или иначе «завязана» на Запад. Предполагается, что эти люди попросту говоря «сдадут Путина».
Поэтому президенту России надо сейчас, скорее, опасаться дворцового переворота, чем народного возмущения, вызванного санкциями.
«СП»: — События в Новороссии показали, что молодёжь, выросшая уже в постсоветской России, проявила себя в основном аполитично и пассивно. Добровольцами в Донбасс ехали в большинстве своём люди зрелого и пожилого возраста.
То есть новое поколение уже отличается ментально. Будет ли продолжаться эта «эрозия ментальности» под воздействием разного рода политтехнологий? Ведь сегодня в век интернета создать «железный информационный занавес» вряд ли возможно…
— Давайте, вспомним, что у нас в 90-е годы главной государственной задачей было — вписаться в Запад любой ценой. Была запрещена государственная идеология. Культивировались только западные ценности. Вроде таких: плевать на государство, плевать на общественные интересы. Главное — построить своё маленькое счастье. Вот под такую «музыку» выросло целое поколение россиян. Молодых отучали читать и думать. Они зачастую берут некие шаблоны из интернета, компилируют их и выдают за истину. Такими людьми очень легко управлять, осуществляя информационные вбросы.
Но даже в таких условиях часть этого поколения сохранила стремление к чему-то более высокому, чем западная поп-культура и фастфуд.
У многих в последние год-два возникла надежда на возрождение страны, а также на то, что менталитет перестанет размываться, придёт к своему истинному содержанию.
Фото: EPA/ ТАСС