Киевские власти открыли «сезон охоты» на российские активы, находящиеся на территории страны. Ровненский апелляционный хозяйственный суд признал право собственности Украины на участки нефтепроводов «Самара-Западное направление» и «Грозный-Армавир-Трудовая» общей протяженностью 1433 километра.
По версии Генеральной прокуратуры Украины, эти объекты «были незаконно оформлены на дочернее предприятие «Прикарпатзападтранс» российской акционерной компании «Транснефтепродукт» (последняя, в свою очередь, контролируется «Транснефтью»). Весной суд первой инстанции постановил изъять нефтепродуктопроводы из владения «Прикарпатзападтранса» в пользу Фонда госимущества Украины. Однако следующая инстанция это решение отменила.
Очередной раунд судебного противостояния за транзитные маршруты, по которым осуществляется поставка дизельного топлива на украинский рынок и в Европу (в частности, в Венгрию) объявил Высший хозяйственный суд Украины, отправив дело на повторное рассмотрение Ровненского апелляционного суда.
Объем прокачки «Прикарпатзападтранса» составляет 1,7 млн. тонн дизельного топлива в год. Так, например, в 2010 году по нему было экспортировано около 2 млн. тонн нефтепродуктов, в том числе 1 млн. тонн в Венгрию.
Как заявил официальный представитель «Транснефти» Игорь Демин, компания опротестует решение суда о признании российских нефтепроводов собственностью Украины. В случае экспроприации своей собственности «Транснефтепродукт» будет вынужден остановить работу на этой территории.
По словам Игоря Демина, это приведет к тому, что «транзит прекратится, около тысячи человек лишатся работы», а «сама Украина лишится налогов, которые они исправно получают от этой трубы». Вместо этого киевские власти «получат просто кучу закопанного металлолома».
У главного редактора журнала «Проблемы национальной стратегии» Аждара Куртова не вызывает сомнений мотивация украинской стороны.
— Киев пытается прикрыть провалы в своей экономической политике откровенными русофобскими акциями. Это далеко не первая ситуация такого рода и, наверняка, не последняя. Когда нужно предъявить успехи, а их нет, то приходится изворачиваться и объяснять проблемы происками коварного северо-восточного соседа. Народ ведь нельзя долго кормить сказками о светлом европейском будущем. По мере приближения морозов действия майданных властей будут все более ожесточенными.
Что касается правовой стороны вопроса, трудно считать нормальным, когда межгосударственные отношения (а это область международного частного права) может регулироваться решениями заштатных судебных органов. Не думаю, что Ровенский суд искушен в международном законодательстве. Его епархия — уголовные, гражданские дела, бракоразводные процессы, не требующие высокой квалификации. Кроме того, есть понятие подсудности — дела из области международного частного права не подсудны такого рода инстанциям.
«СП»: — Обычно, прежде чем выносится подобное решение, сторонам предлагают договориться между собой.
— Это так называемое мировое соглашение. Если Киев предпринимал недостаточные шаги в этом направлении, значит, главным для него было не достичь консенсуса, а нечто противоположное. Например, раздуть конфликт, отобрать чужую собственность. «Транснефть» справедливо указывает на то, что украинские власти в очередной раз пытаются назло России «отморозить себе уши». Те НПЗ, которые находятся на территории Украины, не способны выпускать всю номенклатуру нефтепереработки в необходимом объеме. В таком случае пустующий трубопровод будет никому не нужен. При том, что по нему осуществлялось 20% поставок на украинский рынок.
Многие котельные работают на дизельном топливе. Плюс им заправляются двигатели сельхозтехники. Это удар по собственной экономике и тем людям, которым в следующем году предстоит посевная. Наконец, не будем забывать, что некоторое количество украинских граждан обслуживали этот трубопровод. Для них это заработок, для бюджета налоговые отчисления. Наверное, киевские политики действуют по принципу «чем хуже, тем лучше». Видимо, для них куда важнее политические выгоды фантомного характера, желание, во что бы то ни стало насолить Москве. А вопросы экономической целесообразности не принимаются во внимание. Собственно говоря, за это США их и поддерживают.
«СП»: — Не может ли решение Ровенского суда быть продиктовано соображениями геоэкономического порядка. Не секрет, что США задались целью перерезать энергетическую «пуповину» между сырьевой Россией и промышленной Европой?
— Чисто теоретически это можно предположить, если бы речь шла не о дизельном топливе — продукте низкого уровня переработки. Это вам не высокооктановый бензин или керосин для авиадвигателей. Американские НПЗ ориентированы на глубокую переработку. Если в России глубина переработки нефти порядка 75%, то в мире за 90% (не говоря уже о США). Американские машины рассчитаны на совершенно другие стандарты бензина. Даже при желании США не могут заменить для Украины поставщика дизеля в лице РФ. К тому же следует учитывать транспортное «плечо». От американских НПЗ до портов Одессы «дистанция огромного размера».
Если Штаты и хотят переориентировать Украину, то не на собственную продукцию, а, скажем, на продукцию европейских НПЗ, которые ближе к Украине. В любом случае для Украины это будет означать удорожание продукции. Экономический эффект, получается, отрицательный, зато появляется возможность лишний раз уколоть Россию.
Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин напомнил, что хозяйственные споры вокруг экспроприированного Киевом трубопровода шли с 2005 года.
— Генпрокуратура Украины совместно с налоговиками вела тяжбу с «Транснефтью». Согласно позиции ее «дочки» «Транснефтепродукта», права на нефтепродуктопровод, расположенный на территории Украины, были признаны российской собственностью по соглашению от 1993 года. С точки зрения украинской стороны, это еще и вопрос платежеспособного спроса. А именно, есть ли у Киева деньги платить за поставку российского топлива на Украину.
Понятно, что последнее решение означает политически мотивированный передел активов, хотя не факт, что «Транснефть» перестанет поставлять дизель. Поскольку продуктопровод используется для прокачки топлива в Венгрию. Думаю, нашей компании не стоит отказываться от этих планов.
«СП»: — Официальный представитель «Транснефти» уже заявил, что это обязательно произойдет, если права собственности на продуктопровод перейдут Киеву.
— Но это еще не означает, что в России не найдется игрок, который будет готов продавать дизель на Украину и в Европу. У «Транснефти» ведь нет своего топлива, она приобретает его у поставщиков (у «Лукойла», «Роснефти» и других). Украинские власти, получив контроль над путепроводом, сами будут решать вопрос о прокачке. Наверняка «Транснефть» обратится в европейские суды, чтобы оспорить это решение. Тем более что основания для этого есть — подписанное в 1993 году соглашение. В принципе, ЕС заинтересован в продолжении транзита.
«СП»: — Каким образом независимые российские поставщики могут закачивать экспроприированный продуктопровод сырье в обход «Транснефти»?
— Конечно, наша компания может перекрыть доступ. Просто, зачем перекрывать, если на этом можно зарабатывать?
«СП»: — С учетом остроты политической ситуации в отношениях между Москвой и Киевом вопрос в высшей степени риторический…
— Понятно, что многие решения, которые принимаются в обеих столицах, мотивированы отнюдь не экономически. Есть такая проблема. Если наше руководство пойдет на принцип, мы можем прекратить поставки дизеля. Что касается новых украинских властей то, они, скорее всего, передадут продуктопровод кому-то из местных олигархов.
«СП»: — Какие еще российские энергетические активы на территории Украины могут стать объектом аналогичных посягательств со стороны Киева?
— Есть НПЗ у «Роснефти», АЗС и нефтебазы у «Лукойла», который в условиях политического обострения подумывает о том, чтобы их продать. На балансе последнего также неработающий комплекс «Карпатнефтехим», единственный в стране производитель поливинилхлорида, который был остановлен «в целях безопасности».
«СП»: — Как юридически корректно охарактеризовать решение Ровенского хозяйственного суда — это национализация или экспроприация?
— Это решение суда о том, что указанный актив принадлежит украинскому правительству. При этом его правовой статус давно был дискуссионным. Насколько действия украинских судей политически мотивированы, это уже другой вопрос.
Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин не исключил того, что российская бюрократия в силу своей специфики будет и дальше поддерживать украинский режим.
— Я совершенно не уверен, что путепровод останется незаполненным. С нашей офшорной олигархии станется закрыть глаза на экспроприацию и продолжать работать, как ни в чем не бывало.
Что касается решения Ровенского суда, то это обыкновенный грабеж, захват чужого имущества.
«СП»: — Правящая команда в Киеве выдвигает Москве встречное обвинение по поводу захвата энергетических активов в Крыму. Насколько это адекватное сравнение, и каким должен быть ответ со стороны РФ в этой ситуации?
— Это абсолютно неправомерное сравнение. Крым перешел в состав Российской Федерации вместе со всеми объектами, включая энергетические. То есть государственная собственность одного государства стала собственностью другого вместе с данной территорией.
Насчет адекватного ответа, те украинские олигархи, которые поддерживают нацизм, должны быть лишены всех активов на территории РФ посредством конфискации. То же самое касается всего имущества украинского государства, с которым по непонятным для меня причинам Москва все еще поддерживает дипломатические отношения. Плюс те, кто прикрывает киевский режим в Европе и США, должны получить настоящие встречные санкции. Как минимум, это прекращение поставок в РФ автомобилей и вин. При этом, пожалуйста, размещайте свои производства в России, но готовой продукции вход на российский рынок должен быть закрыт. Пока этого не сделано, с нами будут общаться соответствующим образом.
Фото: Александр Колбасов/ ТАСС