2014 год выдался непростым для страны. Запад продолжает политику «удушения России», особо не скрывая основной цели — свержения действующей власти, а именно — президента Владимира Путина.
Что будет в таком случае с Россией, наглядно продемонстрировал пример Украины. В такой непростой геополитической ситуации для РФ важно заручиться поддержкой союзников, чтобы иметь простор для маневра. Что ждать от внешней политики России в 2015 году? Наступит ли «оттепель» в отношениях Россия-Евросоюз и Россия-США? Будут ли отменены санкции? Сможет ли Россия сдерживать экономическую блокаду Запада, усиливая сотрудничество с Китаем, Индией и странами Латинской Америки? Сможем ли мы сохранить стратегически важные отношения на ближневосточном направлении — с Турцией или Ираном? Что будет с Сирией?
По мнению экспертов, в 2015-ом России не следует строить «воздушных замков» — мы находимся в довольно тяжелом периоде, и давление со стороны геополитических конкурентов будет только усиливаться. Причем «под пресс» попадем не только мы, но и наши стратегические партнеры, на которых Запад уже сейчас оказывает колоссальное давление. К тому же, кризис в экономике накладывает весьма существенные ограничения на реализацию прорывных проектов, но, по мнению экспертов, Кремль все-таки сможет преподнести сюрпризы геополитическим оппонентам.
Россия и США
Директор Института политики, права и социального развития МГГУ им. Шолохова Владимир Шаповалов считает, что в отношениях России и США, как и в отношениях Россия-Запад в целом, в 2014 году была пройдена критическая точка, и, по всей вероятности, в 2015-ом тональность отношений будет меняться в лучшую сторону, но — незначительно.
— Кризис на Украине, как мне кажется, прошел свою наиболее жесткую фазу и, надеюсь, что война уйдет в прошлое. По мере развития политического процесса взаимоотношения России и США будут несколько смягчаться, но новой «перезагрузки» мы не увидим. Почему?
Как недавно сказал президент Владимир Путин, причина санкций — не Украина и не Крым, а более серьезная — глобальное противостояние РФ и США. Да, уйдет конкретный частный случай, связанный с военной фазой внутриукраинского конфликта, но глобальные основания противостояния останутся. США продолжат стремиться к мировому лидерству и диктату, а Россия — сохранять свой суверенитет и позиции в мире.
Есть еще одна субъективная причина, которая не позволит масштабно улучшить отношения РФ и США, — это внутриполитическая ситуация в Соединенных Штатах. Дело в том, что президент Барак Обама — «хромая утка», и у него весьма существенная степень конфронтации с «республиканским» Конгрессом. В этих условиях он связан по рукам и ногам, то есть даже при желании не в состоянии продвигать какие-либо мирные инициативы.
Таким образом, на фоне некоторого смягчения конфликта вряд ли санкционный режим будет отменен. Более того, на мой взгляд, возможно даже нарастание определенной фазы военно-политического противостояния, я имею в виду гонку вооружений и действия НАТО по периметру российских границ с одной стороны, и ответные демонстрации со стороны России — с другой.
— У меня не оптимистический прогноз на развитие американо-российских отношений: США не страдают от антироссийских санкций, как Европа. Штаты в 2015 году будут активно действовать как на постсоветском пространстве, так и в зоне бывшего советского влияния на Ближнем Востоке, — говорит ведущий научный сотрудник сектора проблем региональной безопасности РИСИ, кандидат военных наук Владимир Карякин. — Поэтому нам ничего не остается, как отвечать симметрично, а где-то асимметрично, чтобы переиграть и показать бесперспективность шагов Америки.
Россия и Европа
В отношениях России и ЕС произойдет достаточно существенная корректировка, связанная с тем, что Евросоюз, скорее всего, утратит единство в отношении своей восточной политики, полагает Владимир Шаповалов.
— Здесь надо отметить два момента в позициях ЕС — межгосударственный и внутренний. Первый характеризируется тем, что, с одной стороны, страны Балтии, Польша традиционно занимают жесткую позицию по отношению к России, с другой — юго-восток Европы настроен на партнерские отношения с Москвой. Такой раскол будет серьезно ощущаться в 2015 году и, скорее всего, он парализует возможность Евросоюза принимать значительный антироссийский пакет санкций. То есть часть Европы будет достаточно откровенно выступать за сближение с Россией.
Второй вид различий — внутренний — характеризуется ростом влияния так называемых евроскептиков, которые, как известно, набирают очки на выборах и значительно ближе к России, чем нынешняя евроатлантическая элита. Речь также идет и о представителях нынешней политической элиты, которые занимают компромиссный вариант в отношениях с Россией, например, глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, крупном, среднем и даже малом бизнесе, особенно агросекторе.
Все это в совокупности будет размывать позицию ЕС, делать ее неубедительной и малоэффективной по отношению к России. В то же время дифференциация во взглядах не позволит ЕС принять более позитивную программу действий в отношении России. РФ будет опираться на отношения с отдельными странами, такими как Венгрия и Италия, и рассчитывать на более активную поддержку тех сил в странах ЕС, которые симпатизируют Москве.
Кроме того, у многих россиян, в том числе и представителей политического истеблишмента, есть стереотип, мол, Европа — наш партнер, но из-за того, что она идет на поводу США, европейцы вынуждены занимать жесткую позицию по отношению к России. На самом деле, как показывают действия европейского лидера Ангелы Меркель, Европа имеет свои интересы, направленные на расширение сфер влияния на постсоветском пространстве. Заметьте, украинский кризис возник все-таки из-за позиции, связанной с евроинтеграцией Украины.
— Вопрос о смягчении санкций, а тем более об их снятии — не стоит. В 2015 году ЕС будет следовать в фарватере США, — считает Владимир Карякин. — Пока идет некая проба сил — давление и оценка того, как Россия на это реагирует. В 2015 году будет продолжаться состояние неопределенности и слабой надежды на какое-то улучшение.
Россия и страны Латинской Америки
Отношения РФ и стран Латинской Америки будут развиваться по нарастающей траектории. Наша страна накопила большой потенциал сотрудничества со странами региона в формате БРИКС, отмечает Владимир Шаповалов.
— Этот потенциал частично уже использован, и думаю, латиноамериканское направление будет одним из приоритетных в 2015-ом году для российской дипломатии. Стоит ожидать достаточно большой объем контактов, в рамках которых политические, экономические, культурные отношения получат дополнительный импульс.
К тому же, политическая жизнь Латинской Америки имеет некоторые параллели с Европой, в том смысле, что в ЕС усиливаются позиции евроскептиков, а здесь — триумфально побеждают разнообразные левые партии, что свидетельствует о достаточно резком изменении политических настроений и отходе от проамериканских позиций.
Что касается государств, традиционно позиционирующих себя в качестве друзей и союзников России — Кубы, Венесуэлы, Никарагуа и других стран «Боливарианского Альянса», то, думаю, именно здесь стоит ожидать новых прорывов как в экономическом, так и в военно-политическом планах. Более того, Россия и Венесуэла находятся в одинаковом положении — они в наибольшей степени страдают от падения цен на нефть. Очевидно, что в 2015-ом году наши страны будут усиливать координацию позиций, как в политическом, так и в экономическом отношении.
Что касается Кубы, то резкое изменение позиции Америки связано не только с желанием Обамы прослыть миротворцем, это — ответный ход в шахматной партии с Россией. Очевидно, что здесь стоит ожидать многоходовку. Скажем, известно желание России вернуться в Лурдес.
Треугольник «Россия-Индия-Китай»
Во времена Советского Союза у нас с Индией были стабильные отношения, но после развала СССР многое было упущено, и американцы сумели перехватить инициативу. Последние годы мы старались отыграть утраченные позиции, и кое-что нам удавалось, отмечает главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии», кандидат исторических наук Аждар Куртов.
— Декабрьский визит нашего руководства в Индию показал, что индийцы в принципе настроены на дальнейшее развитие сотрудничества с РФ по разным направлениям. Но и здесь все не так просто. Например, они отказались строить столько российских атомных реакторов, сколько мы им предлагали.
Что касается торговли, то, к сожалению, нельзя сказать, что здесь есть какой-то большой прогресс. Этому мешает ряд обстоятельств. Например, у нас уже 14 лет ведутся разговоры по поводу создания международного транспортного коридора «Север-Юг», который предполагает поставку товаров из Индии через территорию Ирана. Отдельные его участки реализованы, но в целом — он не работает так, как было заявлено. А без этого трудно ожидать рост товарооборота.
Также стоит сказать о военно-техническом сотрудничестве. Да, мы постоянно насыщаем индийские ВМС фрегатами или кораблями других категорий. Сроки контрактов иногда срываются, но, как правило, индийцы от них не отказываются. Есть планы по созданию производственных мощностей в Индии по строительству новой современной военной техники за счет патентов, которые мы им продали.
Но здесь есть весьма тревожное обстоятельство: в один прекрасный момент Индия может сказать нам: мы не нуждаемся в закупках военной техники в больших объемах, потому что способны удовлетворять потребности за счет тех производств, которые уже созданы на нашей территории. Да, это будет российская техника по происхождению, но она будет производиться в Индии, что негативно отразится на нашем военном экспорте. Чтобы этого не допустить, нам надо много работать на данном направлении, поддерживать в индийцах интерес к совместным проектам.
Отмечу позитивный момент — уже принято решение, что в 2015 году будет расширен состав ШОС за счет новых стран — Индии и Пакистана. Это — серьезный политический успех, поскольку помимо укрепления организации будут сглажены существующие противоречия между Индией и Китаем. То есть геополитические теории по поводу возможности создания треугольника Россия-Индия-Китай могут каким-то образом начать осуществляться.
С Китаем у России отношения развиваются относительно динамично: товарооборот растет, а сотрудничество преображается. Так, если раньше Китай отказывался от партнерства с нами в области высоких технологий, за исключением приобретения военной техники, то сейчас он идет на это. Хорошо ли это или плохо — другой вопрос.
Китайцы инвестируют по всему миру, причем вкладывают средства в создание на территории других государств производственных мощностей. Например, мы долгое время строили на нашей территории автомобильные предприятия США, Германии, Франции, а сейчас уже принято решение о том, что Китай будет собирать в России свои автомобили. К слову, он пытается это делать в Казахстане и в Белоруссии.
С одной стороны, мы переходим к новой стадии экономических отношений, а с другой — это осложняет ситуацию в плане Евразийского экономического союза. Тем более что Китай не так давно выдвинул концепцию создания «экономического коридора вдоль Великого шелкового пути» и понятно, что такой проект — прямой конкурент Евразийскому союзу. Кстати, определенные колебания, которые мы сегодня видим в позициях Киргизии, Таджикистана, Казахстана в вопросах евразийской интеграции связаны не только с происками американцев, но и с действиями китайцев. Подобные обстоятельства будут осложнять отношения России и Китая, но публично российское руководство в негативном ключе высказываться не будет.
Россия и союзники на Ближнем Востоке
В ходе декабрьского визита Владимира Путина в Анкару были сделаны громкие заявления о развитии российско-турецких отношений. Но надо четко понимать, что, во-первых, Турция продолжает оставаться членом Североатлантического альянса, во-вторых, она пока не отказывается от намерений вступать в Евросоюз, в-третьих, для нее, как и для любой другой страны, важны отношения со сверхдержавой — США. Поэтому питать надежды на то, что турецкое руководство совершит резкий поворот в виде разрыва этих отношений и переориентируется на союз с Россией, не приходится, замечает Аждар Куртов.
— Турция будет поступать прагматично — использовать наше нынешнее положение для того, чтобы навязать некий ситуативный альянс, что происходит уже сейчас. Взять поставки российского газа. Детали проекта пока неизвестны. Но надо понимать, что даже если «труба» пойдет через территорию Турции, а на греко-турецкой границе будет построен некий хаб, то это не снимает проблему пресловутого Третьего энергетического пакета. Скорее всего, турки захотят прописать в документе, что они будут приобретать и пользоваться российским газом, то есть заключать договоры со странами ЕС и продавать газ на турецко-греческой границе.
Плюс есть определенные сомнения относительно хаба — по сути, рынка, на котором продавцы реализуют товар. Да, планируется поступление туда российского газа, но ведь есть еще договоренности Турции с другими странами, которые либо уже существуют, либо будут достигнуты в будущем — с Азербайджаном, Иракским Курдистаном, Израилем, Египтом. То есть в этом хабе, помимо нашего газа, могут появиться другие продавцы. А, следовательно, Турция сможет играть на противоречиях разных государств, в частности, по ценовому фактору.
Несомненно, Турция для нас важна как сосед, с которой мы можем иметь общие дела в политике на Кавказе, в регионе Каспия и на Ближнем Востоке. Правда, в последнем случае наши позиции серьезно разнятся по Сирии — Стамбул выступает за демонтаж правительства Башара Асада, и добиться сближения позиций Москве и Анкаре в этом вопросе вряд ли удастся.
С Ираном у России традиционно складывались нормальные отношения, и сегодня нет оснований считать, что они будут подвержены серьезным испытаниям. Хотя есть один осложняющий момент — отказ России исполнять свои обязательства по заключенному контракту на поставки ЗРК С-300. Впрочем, иранцы все равно заинтересованы в сотрудничестве и эту тему активно не педалируют.
США в последнее время стараются сделать упреждающие ходы на иранском направлении — точно также, как в отношении Кубы. Ослабление антииранских санкций и даже их частичная отмена — свидетельство того, что Штаты будут и дальше будут предпринимать попытки помешать укреплению геополитического альянса между Тегераном и Москвой. Причем Вашингтону действительно есть, что предложить Ирану — чего только стоят размороженные активы.
Но пока иранское руководство настаивает на том, что союз с Россией входит в приоритеты внешней политики Тегерана. И последние договоренности о поставках в РФ иранского продовольствия — тому подтверждение.
Но не надо забывать, что Иран — шиитская страна, к которой проявляют некую осторожность, а иногда и враждебность, суннитские государства. Это означает, что России будет трудно улучшить отношения с Ираном, особенно в области ВТС, не испортив отношения с теми странами исламского мира, которые имеют население суннитского толка. Но во времена СССР нам удавалось это делать.
Что касается Сирии, то здесь ситуация крайне сложная. В условиях ослабления России, сирийская проблема подвергнется новому нажиму со стороны США и их союзников. Штаты наверняка постараются отмобилизовать еще большие силы для свержения режима Асада. Правда, сейчас у американцев есть другая «головная боль» — «Исламское государство». Скорее всего, они постараются решить проблему ИГ, а потом все силы бросить на Дамаск.
Если за это время ситуация во внешней политике России стабилизируется, нам удастся купировать санкции и уменьшить давление в связи с Украиной, то у нас высвободятся силы для активной и эффективной помощи Асаду. Если нет, то, думаю, во второй половине 2015-го следует ждать ужесточения ситуации вокруг сирийского вопроса, а именно — активизации военных действий в этой стране.
Фото: Алексей Дружинин/ТАСС